Технология творчества

24 апреля 2014
0
1684

В Мичуринской средней школе недавно меня изрядно удивили, поздравив с Международным Днем авиации и космонавтики. Я сначала подумал, что это запоздавшая первоапрельская шутка. Не припомню, чтобы меня с Днем космонавтики поздравляли даже в советское время. Однако взяв в расчет цель своего визита в школу, связанную с техническим творчеством сельских ребят, мне уже больше не казалось странным «космическое» поздравление.

– Наша задача – разбудить в ребенке творца, – говорит преподаватель технологии высшей категории С.И. Безруков. – Талант, какие-то способности, данные Богом, есть у каждого, надо только помочь их раскрыть, умело пользоваться ими. Еще Луначарский в свое время подчеркивал: «Труд ученика есть непременно труд творческий».

И это не пустые слова. В сельской школе уже много лет успешно действуют различные кружки технического направления, вместе с уроками технологии они составляют единое целое, где полученные по основному предмету знания учащиеся затем применяют на практике во внеурочное время, после обеда. И, надо сказать, применяют успешно: они, участвуя в районных, областных и республиканских выставках технического творчества, во всевозможных конкурсах, привозят оттуда дипломы и ценные призы. Вот призеры только последних нескольких лет. Сергей Костенко и Николай Борзиков заняли на престижном конкурсе в Алматы третье место. С наградами приехали из Костаная и братья Михаил и Константин Запрометовы, где в номинации «Юные техники – сельскому хозяйству» они показали один из лучших результатов. Геннадий Труфанов ездил в Павлодар, и тоже небезрезультатно. Все они уже покинули школу и сейчас обучаются в соответствующих техвузах.

В таких кружках, как «Авиа- и ракетомодельный», «Автомотоспорт», «Малая сельхозтехника», «Картингист», «Технолог-рационализатор», школьники 5-11 классов учатся творчески думать, принимать самостоятельные решения, ответственно и рационально подходить к делу.

– Я работаю в этой школе с 1988 года, – подчеркнул Сергей Иванович. – Первое время руководил подростковым техническим клубом, действовавшим при учебном заведении, затем был переведен непосредственно на преподавательскую работу. Трудовое обучение. И сегодня у нас в кружках с увлечением занимаются дети тех, кто когда-то были моими учениками. Кстати, я и сам в свое время учился в Мичуринской школе, и, как мои нынешние воспитанники, с головой был погружен в техническое творчество. Помню, пытался своими руками сделать четырехколесный велосипед. И сегодня мы с ребятами тоже много конструируем, делаем различную малую технику. Например, картинги. Скоро, во второй половине мая, на базе нашей школы пройдут – в третий раз! – областные соревнования картингистов. Приглашаем вас на них.

У Сергея Ивановича пока ещё не было занятий, и мы сидели с ним там, где они обычно и проходят, – в мастерской. Но поговорить нам толком не дают: в помещение то дети шумной стайкой забегут, то к моему собеседнику по делу обратится кто-нибудь из коллег. И я понял, что свободного времени как такового здесь, в школьных стенах, у Безрукова нет. А еще я обратил внимание на то, что уж больно обстановка вокруг чем-то напоминала мне мою далекую школьную пору, кабинеты труда, в которых мы, ученики, сколачивали скворечники, чинили незамысловатую школьную мебель. Я поделился этим с С.И. Безруковым.

– Да, – честно признался он с некоторым смущением. – У нас многое тут еще с советского периода: наглядные пособия, станки… Но это все, – поспешил он заверить, – в хорошем рабочем состоянии, если что-то сломается – сами тут же и отремонтируем.

Особо следует сказать вот о какой стороне творчества учащейся молодежи. Здесь много внимания уделяют тому, что называется малогабаритной сельхозтехникой. Сначала все это, не без трудностей, рождается на бумаге в виде всяких чертежей и замысловатых схем, затем обретает зримые черты, преобразуясь в отдельные образцы машин. Так что иной раз и не скажешь, что это сотворено детскими руками. Мото- и электрофрезы, электрокультиваторы… С помощью этой техники можно обрабатывать почву на приусадебных и дачных участках, в теплицах, оранжереях. Местные промышленники в последнее время проявляют интерес к плодам творческого труда мичуринских школьников. Опытные образцы привлекают их прежде всего своей простотой и доступностью в изготовлении. Ведь если подростки смогли их сделать, то почему бы не попробовать наладить выпуск механизмов в промышленном масштабе!

– Все это, наверное, стоит немалых ресурсов, в том числе финансовых? Кто помогает?

– Мы давно тесно сотрудничаем с областным центром детского технического творчества, родители детей, особенно те, кто когда-то сам прошел через наши кружки, – тоже не упускают возможности помочь нам материально. Да и ребята постоянно проявляют смекалку и находчивость. Взять, например, электрокультиваторы, они у нас двух видов. Электромоторы у них от стиральной машины «Алма-Ата», механизмы были отмечены на одном из престижных республиканских конкурсов.

Немало юные мичуринцы занимаются также самообслуживанием, иначе говоря – текущим ремонтом школьной мебели, помещений. В каждом классе есть свой так называемый хозяйственник, который следит за порядком на вверенной территории, решает, что починить, какие наглядные пособия и стенды изготовить. Правда, тут вроде маловато простора для фантазии, проявления своих способностей, но тем не менее нередко бывает и так, что при выполнении «скучной» операции юноша изменяет конструкцию восстанавливаемой мебели или какого-нибудь учебного прибора. Взрослые наставники не журят юных Кулибиных за это, наоборот – всячески поощряют такую изобретательность.

Слушая Сергея Ивановича, я заключил для себя, что сельской школе здорово повезло со специалистом, которому всецело доверено трудовое воспитание подрастающего поколения. И все же, заметив, что не у каждого подростка, скорее всего, лежит душа к рационализаторству или столярному делу, я спросил, как у них в школе с остальными-то? Ну, например, с теми, кто предпочел бы петь или играть на гитаре.

– Пожалуйста, – улыбнулся он. – Для таких ребят есть у нас соответствующие музыкальные кружки. Любители спорта тоже имеют все необходимое для своих повседневных занятий. Нам, – уже более доверительным тоном сообщил С.И. Безруков, – без всего этого никак нельзя. Мы хоть и находимся вблизи от областного центра, но административно входим в Зеленовский район. И поэтому, увы, не можем похвастаться всем тем, что имеет для своего досуга городская молодежь.

Автор: Евгений Чуриков
Фото: Ярослава Кулик
Зеленовский район

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top