С уральской земли во фронтовое небо

29 июля 2021
0
955

За годы Великой Отечественной войны в Уральске подготовили свыше трех тысяч военных летчиков. В год решающего перелома на фронтах дислоцированная в Уральске Ворошиловградская школа дала военно-воздушным силам 550 летчиков-штурмовиков, а на следующий год – более тысячи. В приказе по ВВС от 29.02.43 г. школа характеризуется как лучшая среди авиационных школ Красной Армии. 187 бывших курсантов удостоены звания Героя Советского Союза, а шестеро из них эту высшую правительственную награду получили дважды.

Среди тех, кто готовил этих летчиков к воздушным боям, был Евтух Григорьевич Волошин.

Для его сына Анатолия вопрос, на кого пойти учиться после окончания школы, не стоял. Конечно, в летчики – как отец. Поступил в Краснокутское училище гражданской авиации, работал в Уральском аэропорту на местных линиях, участвовал в опылении полей от вредителей. Правда, пролетал недолго: в двадцать с небольшим лет попал в аварию, долго лечился, и больше к полетам его не допустили. Вспоминая об этом, спустя много лет, Анатолий вытирает глаза, говорит, что небо ему снится до сих пор.

Обидно ему и за отца: про его заслуги никто не вспоминает.

Евтух Григорьевич Волошин окончил знаменитое Ворошиловградское (Луганское) высшее военное авиационное училище штурманов (ВВАУШ), из которого вышли более двухсот Героев Советского Союза, десять дважды Героев Советского Союза, тысячи и тысячи первоклассных летчиков, людей, прославившихся на весь мир своими подвигами. Среди них Николай Гастелло, легендарный лётчик, который направил горящий самолет на колонну немецкой техники и погиб.

В годы Великой Отечественной войны Уральск становится прифронтовой зоной и пунктом противовоздушной обороны страны. В наш город эвакуировано более десяти промышленных, работавших на фронт предприятий, и свыше десятка военных госпиталей. Здесь же формировались и воинские соединения, готовились и новые кадры военных специалистов. В Уральск эвакуировали Одесское Краснознаменное пехотное училище им. Ворошилова, Ленинградское военное училище, 22-ую и 40-ую военно-авиационные школы воздушных стрелков-радистов и младших авиаспециалистов, Московскую школу радиоспециалистов. В нашем городе сформированы и отправлены на фронт 152-я отдельная стрелковая бригада, 4-й батальон автоматчиков, строительный и автобатальон, а также отдельные спецподразделения.

Но, пожалуй, самым элитным военным учебным заведением, была школа, которая готовила военных летчиков.

В октябре 1941 года принято решение о перебазировании Ворошиловградского училища штурманов в Уральск. Гитлеровцы стояли уже в 50 километрах от Ворошиловграда. Но курсанты покидали город без паники. Личный состав поротно с оружием в руках пешком уходил через Сталинград. Колонны повели преподаватели учебно-летного отдела. Лучшие летчики школы повели самолеты за Волгу, в казахстанские степи. И среди них был отец Анатолия – Евтух Волошин.

Суровой зимой встретил Казахстан ворошиловградцев. Стояли уже тридцатипятиградусные морозы. На новом месте не было ничего – ни жилья, ни аэродрома, ни топлива, не хватало продуктов питания. Однако фронт требовал новых сотен и сотен летчиков. Кое-как были расселены прибывшие семьи по квартирам жителей Уральска и прилегающих селений. Летчики, техники и курсанты начали строить землянки, оборудовать их под общежития, а также строить и другие служебные помещения.

– Штаб располагался в здании на проспекте, где сейчас педучилище, – рассказывает Анатолий Волошин. – А аэродромы в трех местах – в Переметном, Подстепном, на окраине Уральска. Мой отец был пилотом-инструктором на ночных полетах. Это самое сложное в авиации.

В первый год войны фронт получал из Ворошиловградской школы, дислоцированной в Уральске, главным образом летчиков-бомбардировщиков. Весной 1942 года школа освоила самолет ИЛ-2. Фронту нужен был самолет-штурмовик, который был бы грозой для гитлеровцев. Таким оказался созданный конструктором Илюшиным самолет ИЛ-2. «Летающий танк» – сразу прозвали его наши бойцы. «Черная смерть», – окрестили его гитлеровцы. Созданием самолета ИЛ-2 для того времени решена проблема бронированного самолета, способного действовать на малых высотах.

Несмотря на большой вес брони, ИЛ-2 обладал достаточной скоростью полета, высокой маневренностью и простотой управления. Нашей штурмовой авиации немцы боялись не на шутку. Советские штурмовики имели внушительное вооружение и могли поражать немецкие танки залпом одних лишь пушек, не говоря уж о бомбах и реактивных снарядах. Именно по этой причине, борьбе с советскими штурмовиками уделялось особое внимание. Грозные машины были одной из основных целей, и нашим лётчикам приходилось нести огромные потери. Дело в том, что изначально штурмовик проектировался как двухместная машина. Вместе с пилотом в машине находился бы бортовой стрелок, который защищал заднюю полусферу от самолётов противника, и при необходимости мог вести огонь и по наземным целям. От такой идеи отказались, посчитав, что это сильно утяжелит машину. В итоге первые модели знаменитого штурмовика были одноместными, и это делало машину заманчивой целью для немецких истребителей. Тем большая ответственность ложилась на инструкторов, готовивших летчиков к полетам.

Самолеты прибыли в часть в мае 1942 года, а уже в августе школа дала фронту отряд летчиков-штурмовиков, в числе которых впоследствии прославленные летчики Иван Веденин, Владимир Торбяк. К полетам в ночное время их готовил в том числе и Евтух Волошин.

В конце 1945 года стало известно, что училище будет снова перебазировано в Донбасс, на свое старое место. Все с нетерпением ждали этих дней. Последняя зима в уральских степях выдалась особенно суровой. Стояли сильные морозы. Надо было привести в готовность для длительного перелета сотни самолетов, подготовить летный состав, сформировать наземные эшелоны, обеспечить упаковку имущества, организовать в пути питание, сохранность материальных ценностей.

В апреле 1946 года эшелон за эшелоном уходили из Уральска курсанты, воины обслуживающих подразделений, семьи офицеров. В первые летние дни в казахстанских степях оглушительно взревели сотни моторов. Самолеты звеньями поднялись в воздух и сделали прощальный круг над местами, с которыми расставались. Крылатые машины уверенно вели на запад опытные летчики: майор Веселов, капитан Варновский, старший лейтенант Заикин, майор Гончаров, капитан Селезнев и другие.

А Евтух Волошин остался в Уральске. Долгое время он работал в Уральском аэропорту, в строительстве которого принимал самое активное участие. Занимал ответственную должность руководителя полетов, продолжал передавать свой опыт молодым пилотам. Его уважали, к его советам прислушивались. А сын им гордится.

Фото Ярослава Кулика и из семейного альбома А. Волошина
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top