Причастны к памяти

16 июля 2015
0
1952

Это событие у нас как-то прошло незамеченным, а в России оно широко освещалось многими федеральными и региональными СМИ. В один из апрельских дней нынешнего года из города-героя Волгограда прямо со знаменитого Мамаева кургана стартовала историко-патриотическая акция казаков Юга России, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конечным пунктом длительного, занявшего около двух месяцев, конного перехода был Севастополь. Он пролегал по местам былых сражений. В нем, между прочим, приняли участие и наши земляки – Аркадий Пышкин и Антон Скрипников. Автор этих строк встретился с одним из них уже после того, как все это осталось позади и можно было поделиться своими впечатлениями.

Керчь. А.В. Пышкин и А.Ю. Скрипников (справа)

– Как вы там оказались, Аркадий? Не пугали трудности и лишения длительной походной жизни?

– Еще как пугали! – улыбается молодой человек. – Ведь мы на долгое время отрывались от дома, родных, работы… Я хоть еще человек не женатый, но мой напарник, Антон Юрьевич Скрипников, был еще к тому же обременен семейными узами. Что же до дорожных невзгод… В минувшем году мы с друзьями произвели сплав с верховьев реки Урал до Уральска, часть пути, несколько десятков километров, мы преодолели на лошадях. Конечно, это не полторы тысячи километров, отделяющих город на Волге от Севастополя, но все же… В общем, после достаточно долгих колебаний мы решили воспользоваться предложением знакомых российских казаков и принять участие в этом неординарном мероприятии, но только в начальной его стадии. На все про все у нас должно было уйти не больше недели…

– Вы прямо из Уральска отправились на конях?

– Нет, что вы! Не рискнули. Для пересечения госграницы наверняка потребовались бы прививки коням, разрешение ветеринарной службы. Так что мы с напарником до Саратова добирались обычным рейсовым автобусом, там переночевали у одного из наших старых друзей и на другой день этот друг на своей машине доставил нас в Волгоград. Хозяева приняли нас тепло, со всем русским радушием и сразу поместили в лагере сводной казачьей сотни, который был разбит в районе Мамаева кургана. Прожили мы там дня два, и все это время шли напряженные тренировки. Особое внимание уделялось тому, чтобы правильно и четко проехать верхом на параде, притом в каждой колонне животные непременно должны были быть одной масти. А еще каждый день, по нескольку раз, шли молебны по убиенным в самую страшную в истории человечества войну, молились и за то, чтобы благополучно завершился наш переход через несколько российских регионов.

В последний день, перед походом, у нас состоялось нечто вроде митинга. С напутствиями к нам прибыли руководители Волгоградской и соседних областей России. В дорогу с собой взяли мы специальную капсулу с землей с Мамаева кургана. Да, еще вот о чем я забыл сказать.

Накануне на вечернем построении начальник конного отряда представил нас с Антоном Юрьевичем всей сотне и добавил, как бы между прочим, что мы, уральцы, будем с ними весь переход, до самого Севастополя. И этим он, как не трудно догадаться, поставил нас в довольно сложное положение. Но даже после этого мы не отказались от своего плана – без особой огласки покинуть товарищей где-нибудь на полпути к Крыму и вернуться домой, где нас ждали.

– Как вас встречало население тех областей, по которым вы проезжали?

– Очень тепло, трогательно, как своих родных. И вообще, сама организация масштабного мероприятия была осуществлена безукоризненно. Еще задолго до перехода его организаторы подробно изучили маршрут, определили, в каких населенных пунктах будут остановки с митингами и концертами, возложением цветов к памятникам и обелискам погибшим советским воинам, службами в местных храмах. Мы уже заранее знали, где у нас будут ночевки. И еще наряду с прочим запомнилось: на нас, где бы мы ни появлялись, почти всегда были направлены кино- и фотоаппараты, многие просили с нами «сфоткаться». По этой причине однажды даже произошла автомобильная авария. Двигались колонной по асфальтовой трассе, и вдруг рядом притормаживает легковая машина, проезжавшая мимо. Из окна высовывается чья-то рука для того, чтобы сделать редкий кадр. В этот момент на полной скорости ей в зад въезжает другая легковушка. Хорошо хоть обошлось тогда без человеческих жертв.

На всем пути следования минувшая война то и дело напоминала о себе. Например, мы не раз видели старые оплывшие окопы и блиндажи с остатками прогнивших бревен. А еще был случай, когда один из казаков, отойдя в сторонку по своей надобности, вернулся взволнованный с известием, что он нашел старую мину. Опасная находка была сдана соответствующим компетентным органам.

Хотя, как я уже сказал, все было организовано на высоком уровне, не обошлось, к сожалению, без дорожных тягот, без всяких увечий и травм. Особенно здорово пришлось помучиться с лошадьми. Часто шли дожди, стояла сырая погода, и кони получали травмы в виде сильно стертых, до крови, нарывов, спин под седлами. Тут же в пути следования и лечили их, благо в отряде были свои ветеринарные врачи. Из-за постоянной влажности проблематично было разжечь костер и частенько негде было обсушиться. Из сапог воду выливали! Не обошлось без серьезных травм и среди казаков, а также тех, кто их сопровождал. Я имею в виду кошевую службу, ведавшую вопросами материального обеспечения, питания. В основном травмы случались от строптивых животных, пускавших в ход свое испытанное средство – копыта. Забегая вперед, сообщу, что не избежал увечья и Антон Скрипников. Это случилось уже на крымской земле. При спуске с холма в Феодосии, где мы осматривали остатки какой-то древней крепости, он упал вместе с конем и сильно повредил правую ногу. Потребовалось достаточно долгое лечение. Однажды и я свалился с коня на асфальт в городке Белая Калитва…

Натерпелись много от клещей. Почти каждый день снимали с себя этих кровожадных насекомых. Не раз прибегали к помощи санэпидемслужбы, которая специальными средствами обрабатывала места наших стоянок.

– Вы проследовали с россиянами весь маршрут, увидели город русской славы Севастополь. А что же вас заставило отказаться от своего решения – вернуться раньше домой?

– Нам в походе стало по-настоящему интересно. Во-первых, мы сдружились, завязали знакомства с новыми товарищами. Все были объединены единым порывом – отдать дань светлой памяти отцам и дедам, не вернувшимся с полей сражений. Во-вторых, чем ближе к Крыму, тем окружающее нас вызывало все большее любопытство. В городе Шахты Ростовской области группа наших казаков даже участвовала в исторической реконструкции одного из сражений времен Великой Отечественной. С настоящими танками, пушками, зенитками и даже авиацией. При переправе на пароме через Керченский пролив из порта Кавказ мы стали свидетелями удивительной картины. Вокруг нашего парома из морской воды выныривали дельфины, блестя на солнце своими черными упругими спинами. Словно приветствовали.

А как нас, конников, встречали в Крыму! Столько было радости в глазах простых местных жителей. Они вновь и вновь с удовлетворением говорили о том, что их древняя Таврида снова стала частью великой страны. Я никогда не был тут и был поражен тем, что каждая пядь здешней земли буквально пропитана многовековой историей.

В Симферополе, в столице нового-старого субъекта РФ, мы приняли участие в Дне города. Большой колонной под приветственные крики и улыбки горожан мы проследовали по основным улицам.

В Севастополе, а туда мы прибыли 9 июня, сводный конный отряд расположился лагерем на склоне прославленной Сапун-горы, где в последнюю войну шли очень кровопролитные и жестокие бои. Очень насыщенными были несколько дней пребывания в городе-герое. Экскурсии по разным историческим местам, в том числе побывали в музее-заповеднике «Херсонес». Сильное впечатление произвела на всех Балаклава с её стоянками для подлодок в скалах. Но, пожалуй, главным событием был казачий парад, приуроченный к 70-летию Победы. Центром торжеств, в которых приняли участие тысячи горожан и гостей города, стала площадь, носящая имя прославленного флотоводца Нахимова. Затем на стадионе Черноморского военного флота гости порадовали собравшихся своим искусством джигитовки, показали приемы мастерского владения шашкой и нагайкой. Теперь по прошествии времени я мысленно вновь и вновь говорю себе: «Как хорошо мы поступили, что до конца выдержали весь маршрут длиною более полутора тысяч километров! Такое никогда не забывается».

Снимки предоставлены А.В. Пышкиным
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top