Кто в рабочие пошёл

18 сентября 2014
0
1833

Социологи констатируют: рынок труда переполнен бухгалтерами и экономистами со средним специальным образованием, в то время как он остро нуждается в рабочих кадрах. На производстве не хватает высококвалифицированных плотников, столяров, сварщиков и так далее. Так стоит ли получать образование, тратить на это деньги и время, чтобы потом занять место на скамейке запасных? С дипломом в руках оказаться ненужным и невостребованным.

Сварщик, токарь, сантехник, связист, электромонтер – такие специальности приобретают учащиеся индустриального колледжа № 1. Совсем недавно еще лицея, а до этого ПТУ. Впрочем, как бы учебное заведение ни называлось, здесь растят рабочие кадры.

– Какой смысл учиться, если потом не устроишься на работу? Ваше преимущество в том, что вы всегда сможете трудоустроиться, – не устают настраивать своих воспитанников мастера производственного обучения, большинство из которых женщины. Мужчин в колледже действительно наперечет. Зарплата небольшая, поэтому преподавать сильный пол не хочет. На учебной передовой – дамы, они в профессионализме нисколько не уступают друг другу.

– Когда я окончу колледж, то сразу найду работу, – уверенно рассуждает семнадцатилетний Амиржан.

И дело не в его юношеском максимализме, просто связистов готовят только здесь, а «Казтелеком», с которым налажены партнерские отношения, нуждается в кадрах. Отбор начинается на государственных экзаменах. В этот день приходят «покупатели», которые тут же предлагают выпускникам вакансию. Впрочем, список везунчиков готов заранее. При прохождении практики у учащихся есть возможность проявить себя, а главное, показать горячее желание работать.

Ежегодно в колледж поступает 160 человек. Недобора нет, заведение выполняет государственный заказ. Правда, приходит сюда контингент не самый простой. Больше половины из поселков и живут здесь самостоятельно. Без мам и пап, но под строгим контролем педагогов. Еще в прошлом году многие устраивались в общежитие, теперь его нет, поэтому снимают квартиры. Бесплатное питание отменено. Кормят только из малообеспеченных и многодетных семей. Стипендию получают тоже не все – ударники и отличники.

– Условия изменились не в нашу пользу, – сетуют педагоги. – Поневоле вспомнишь советское время, когда рабочий класс был в почете, а ПТУшники находились на полном государственном обеспечении. Но есть надежда, что в скором времени что-то изменится, поднимается вопрос о бесплатном питании обучающихся.

Станок токарно-винторезный, универсально-заточный, точильно-шлифовальный, список можно продолжить. Мастерские оборудованы всем необходимым. В классах интерактивные доски, компьютеры, мини-макеты, а также компьютерные имитаторы станков. Дефект детали можно увидеть через монитор. В прошлом году колледж получил в помощь от государства 25 миллионов тенге, сумма приличная.

Материально-техническая база, со слов старшего мастера Галины Николаевны Беркалиевой, неплохая, но хочется большего. Необходим материал, с которым ребята будут работать. Нужны спецовки, а главное – производственные участки, где бы мальчишки смогли по-настоящему почувствовать себя рабочей силой.


СПРАВКА

В области 38 учреждений техпрофобразования. Из них 27 государственных и 11 частных. Учится всего около 25 тысяч студентов. В прошлом учебном году дипломы получили 8 263 человека, половина из них была трудоустроена.


– Не надо быть аналитиком, чтобы понять: будущее – за представителями производства – станочниками, сварщиками, технологами. Именно у представителей этих профессий есть реальные шансы добиться успехов в жизни, став хорошими специалистами, – подчеркивает Марья Темрешевна. – Рабочих рук не хватает. На предприятиях трудятся станочники предпенсионного возраста, но наставлять молодежь они не желают. Да и у самих ребят особой заинтересованности нет. Несколько месяцев они проходят практику на заводах, но она не оплачивается. Если бы каждый из них получал хоть какие-то деньги, то у них был бы больший интерес к профессии.

Максиму 18 лет, он приехал из Бурлинского района. На обучение его отправили от биржи труда. Недолго думая, парень выбрал для себя специальность сварщика. Уверен, на работу устроится. Да и зарплату надеется получать достойную.

– Если говорить о трудоустройстве, то мы определяем почти всех выпускников, – продолжает Марья Темрешевна. – Например, в прошлом году колледж окончили 196 ребят. Из них 158 устроились на работу, 5 человек поступили в высшие учебные заведения, 19 ушли в армию. Другое дело, как долго они захотят остаться. Многие, набив руку, находят более оплачиваемое место или открывают свое дело.

Несколько лет назад в Астане проходил форум, на котором впервые заговорили о дуальной форме профессионального образования, основанной на взаимовыгодном партнерстве между предприятиями и учебными заведениями.

– Сейчас внедряется дуальная система в подготовке кадров, – рассказывает руководитель отдела профессионального и технического образования Мирас Махмудович Сапаргалиев. – Благодаря этой системе бизнес-структура на основе взаимовыгодного партнерства с учебными заведениями получит готовых специалистов, обученных по их требованиям. Сейчас такое обучение применяется в 9 колледжах по 12 специальностям, но со временем их станет больше. Система позволит «убить сразу двух зайцев» – в учебном процессе совместить как теоретическую, так и практическую подготовку.

В мастерских кипит работа. Новобранцы знакомятся с правилами техники безопасности. Группы маленькие, по нескольку человек. В поле зрения мастера должен быть каждый.

– Я всегда говорю: чем больше профессиональных знаний вы получите, тем легче вам будет, – говорит мастер Исатай Тасжанович Куспанов. – Мы даем не только рабочую специальность, мы учим ребят реализовывать себя в жизни.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top