Жизнь и театр Хорлан Шамеловой

31 октября 2024
0
1406

В Актау прошел третий Международный фестиваль «ABISH ALEMI». Первое место в номинации «Лучший спектакль», а также приз в один миллион тенге занял Акмолинский областной русский драматический театр за постановку по мотивам А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Народный артист Татарстана Хафис Хаматули отмечен в номинации «Лучший мужской образ». Актриса Уральского Казахского драматического театра имени Х. Букеевой Хорлан Шамелова получила награду в номинации «Лучший женский образ» за роль Карагоз в спектакле «Каралы сулу». Актриса рассказала о своей творческой деятельности и о том, как пришла в профессию.

– Хорлан, что для Вас театр?

– Без театра я не могу, это моя жизнь, воздух, которым я дышу, моя семья. Я пришла сюда, сразу, как только он был открыт. Более 30 лет мы вместе с коллегами делаем одно общее, благородное дело – несем культуру в массы, позволяем зрителям в это непростое время забыть о проблемах, дарим им частичку счастья. То, что мы хороший театр, который делает классные вещи, в этом сомнений нет. И еще больше это понимаешь на различных фестивалях. Третий международный фестиваль в Актау «ABISH ALEMI», который проходил с 27 по 30 сентября этого года, еще раз это подтвердил. Участие приняли девять театральных коллективов из разных стран – Татарстан, Кыргызстан, Иран, Грузия. Казахстан представляли Театр юного зрителя имени Г. Мусрепова (г. Алматы), Акмолинский русский театр и мы. Национальный театр им. К. Куанышбаева приглашен в качестве почетного гостя.

– Как Вы пришли в профессию?

– Я родом с Бокей Орды. Воспитывалась в творческой семье. Моя мама педагог, но она прекрасно пела, и даже была солисткой в местном оркестре. У нее колоратурное сопрано, не училась нигде, от природы поставленный голос. Отец работал в органах внутренних дел, но тоже был очень музыкальный. Пел, играл на домбре. Я знаю, что в молодости они хотели стать профессиональными музыкантами, но у мамы отец был мулла, он ей не разрешил. При этом это не мешало ему быть коммунистом, а еще лечить людей. Маме скоро будет 80 лет, отца моего не стало, когда ему было 62 года. В нашем доме всегда звучала музыка, было много гостей. И это не просто посиделки за чашкой чая, а самый настоящий концерт. По соседству с нами жил известный айтыскер Кенжигали Балабасов, неоднократный лауреат областных, республиканских конкурсов художественной самодеятельности. Он обязательно приходил, сопровождал пение моей мамы игрой на баяне. И выступал сам. Я выросла на домашних, творческих вечерах, для меня это была естественная среда. Сама тоже активно участвовала в школьной художественной самодеятельности – пела и танцевала. Но про то что стану актрисой, не думала. Хотела быть следователем или прокурором. Родители меня видели учителем и настояли, чтобы я поступала в педагогический институт. По первому образованию папа тоже учитель, окончил физико-математический факультет. Я же выбрала факультет иностранных языков, но не прошла по конкурсу. В итоге в Жанибекском училище получила диплом продавца. На следующий год попробовала поступить снова, но уже не в педагогический. Думала в СХИ, на экономиста, но конкурс огромный, побоялась. Узнала про то что в Уральске открыт филиал Чимкентского института культуры и идет набор, в том числе на хореографическое отделение. Решила туда, данные были, но мне посоветовали выбрать режиссерский факультет. Сдала экзамены и прошла. Это экспериментальный курс. Должен был вот-вот открыться Казахский драматический театр, и на месте готовили специалистов.

– Сомнений не возникало – «это явно не мое»?

– Нет. Я чувствовала себя как рыба в воде. Уверенности придавал мой педагог Сергей Николаевич Попов, который с первого курса говорил, что у меня однозначно есть талант и даже задатки драматической актрисы. Во время обучения мы делали постановки, Сергей Николаевич доверял мне главные роли, а я пыталась отказываться. Плохо говорила по-русски, а он уверял, что это неважно, я уже актриса. С первого курса мы выходили на сцену Казахского драматического театра, пока только в массовках. И здесь мне было легко, но я продолжала думать, что когда-нибудь я все-таки буду работать в органах. А когда приехал папа, Сергей Николаевич ему говорил, что я должна остаться в театре. А мне, «что только в театре я могу быть и прокурором, и Дездемоной, и Королевой». Осталась в театре, как просил мой педагог, на год. Но, оказалось, навсегда.

– Сколько у Вас ролей и какие самые любимые?

– Около 50 ролей в копилке. Любимых нет, дорожу всеми. Это всегда большая, сложная работа – вжиться в образ, понять своего героя. Неважно, главная роль или второстепенная, а может быть, сказка. Кстати, сказки я очень люблю, обожаю детскую публику. Она самая искренняя, самая благодарная. Так получалось, что я в сказках часто играла лису и, можно сказать, что я заслуженная лисица. Последняя главная роль – «Томирис» – женщина, судьба которой не может оставить равнодушным никого. Но я считаю, в театре нет второстепенных ролей. И мы то точно знаем, что «короли эпизода» могут перекрыть своим талантом игру главного героя.

Если говорить о главных ролях в спектакле «Ең әдемі келіншек» – главная роль Гулбаршин, в спектакле «Мезгілсіз келген махаббат» – роль Торғын, «Күтпеген қайырымдылық» – Маривон Дюпре, «Гамлет» – Гертруда, «Қара сұлу» – Қарагөз, главная роль в спектакле «Томирис».

– Что для Вас главное?

– Это большой труд, ответственность, ведь ты в ответе не только за себя. И когда мы пропадаем на работе с утра до ночи, когда так сильно себя изводим эмоционально и физически, то это уже превращается в служение. Для меня театр, как было сказано – это моя жизнь.

– Спасибо за разговор.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top