Застывшие навсегда
Когда-то давным-давно в зимнюю стужу шел мальчик. Маленький, миленький, розовощекий в ушанке, зипуне и холщевых штанишках. Проваливались в снег его маленькие ножки, обутые не по сезону, в плетеные из лыка … лапоточки. Он крепко прижимал к груди самое дорогое, что имел – книжку.
Никто его не гнал в такую непогоду, не заставлял куда-то идти, он сам очень хотел – в школу, хоть и возрастом еще не вышел.
Путь был неблизок. Носик краснел, пальчики мерзли. Подул порывистый ветер, засвистел, обжигая морозом личико мальца. Ребенок поежился, шагнул еще раз, и… остановился. Встал как вкопанный. Застыл изваянием. И больше уже не шевельнулся.
А где-то далеко-далеко, через несколько лет и тоже зимой, девочка собиралась на улицу. «Рукавички! Скорей, бабуля, а то снег кончится, – тараторила она, надевая шубку, – я не успею слепить снеговика». «В ледышку не превратись», – остерегла бабушка. «Нет, только – в Снежную Королеву!» – засмеялась, убегая.
Девочка радовалась чудесной погоде, лепила шар из снега, ловила ртом снежинки, которые кружились, мягко падали на ее пухлые губки, таяли и исчезали. Белоснежный ком получился таким огромным, что уже не сдвигался с места.
И вдруг на него упало, будто свалилось с неба, что-то… серо-черное. Малышка оторопела. «Кар, кар», – «произнесло» нечто. Ворона? – удивилась она. Какое-то мгновение они глядели друг на друга. А потом оба… замерли. Навсегда. Да так и стоят до сих пор.
Похожий случай произошел и с балериной. Ах, как она танцевала «Лебединое озеро»! Ее стройная фигурка в воздушной белой пачке и невесомых пуантах скользила по сцене, взмывала вверх, летела, парила. Пластика, жете, тандю, фуэте в 32 оборота сводили с ума мужчин. Зал рукоплескал стоя! Талантливая балерина с сияющей улыбкой откланялась, зашла за кулису, и… как вы уже догадались, «окаменела». Не смогла больше взмахнуть ни тонкой, как лиана, ручкой, ни точеной ножкой. Грустно. Или нет? Об этом мы узнаем чуть позже. А пока поведаю вам еще одну историю, случившуюся также в прошлом веке. Для улыбки.
Деревня. Раннее утро. Пес сладко потягивается в своей конуре, собираясь подремать, ночью-то был в дозоре. Но планы сломали куры: слетелись к нему, удобно расположились на гребешке будки, затрещали, заквохтали на своем птичьем языке.
«Р-р-р! Что-то р-раскудахтались кур-ры. Р-рыкнуть на них? Р-расселись тут. Да еще пр-редводитель-пр-роизводитель с ними, Петух-Гр-ребух, кр-расная бор-рода. Незваный гость. Р-р-р! Пр-рогнать меньших бр-ратьев нелья оставить», – ломал голову пес, под нос бурча, слегка рыча.
«Ко-ко-ко! Ко-кобель в ко-коморке ко-кочевряжется чего-то. Ко-косится ко-косо, зенки ско-косит. По-к-клевать его что ли? – предложила скандальная курица. «Лень ко-коленки поднимать да к-крыльями махать», – ответила вяло соседка.
«Может, лучше потрещим о Ко-ко-Конституции или о ко-ко-коррупции? К-крутая тема», – предложила третья, услышав в ответ: «Ко-конопли наку-кушалась, с ка-катушек съехала?»
«Ку-ка-ре-ку! Ко-кончайте базар, ку-кумушки! – подал голос главный пернатый. – Ишь к-как к-клювами защелк-кали. Не резон обижать старшего. Я – в ку-курятник, вы – за мной. Ку-ка-ре.., – скомандовал батя-петух и осекся.
Не тут-то было, взлететь и оторваться от собачьей будки он не смог, не удалось и подругам, они словно прилипли.
Как оказалось, снять их можно только вместе с крышей. И тогда взорам неожиданно предстанет… миниатюрная шкатулка. Фарфоровая.
Вышеописанные персонажи – Филипок, девочка с вороной, балерина и другие – гармонист, танцовщица, медвежата, уплетающие ягоды и грибы из лукошек, Буратино на Тортилле… и другие изготовлены из фарфора в XVIII-XX веках. И сегодня мы имеем счастливую возможность, любоваться ими, излучающими эмоции радости, гнева, блаженства, печали, неудержимого веселья… В зависимости от сюжетной композиции и мастерства художников, использовавших тона, удивительно приближенные к естественным, как и формы. Что кажется, еще мгновение – и крошечная скульптура оживет и пойдет по своим делам, спляшет, по-настоящему поссорится, помоет малыша в тазике…
Мини-скульптуры сделаны на Ломоносовском фарфоровом заводе или – Императорском, производившим изделия только для царской семьи, Дулевском, Гарднера, Дмитровском и других.
Некоторые – немецкого производства, они отличаются по фактуре и технике. Например, две танцующие малышки. Их шикарные ажурные платья с рюшами, нарядные бантики и босоножки отразили жизнь богатых людей западных стран в прошлые эпохи.
В то время как у нас в СССР чаще увековечивали представителей рабоче-крестьянского сословия – лаконично, аскетично, пропагандируя труд, идейность, стремление к светлому будущему, порой с агитационными призывами, к примеру: «Вступай в колхозы!»
И тем удивительнее смотрится миниатюрная скульптура с мануфактуры Гарднера (1880-1890 г.г.) «Петух и курица». Непонятно, что побудило или «возбудило» художника на столь редкое произведение с изображением петуха, восседающего на родственной особи женского пола? Вызывает недоумение и миниатюра этого же завода «После кабака», где женщина с ребенком пытается поднять пьяного мужа с земли. К чему запечатлевать такую горемычную, нелицеприятную ситуацию?
Ценна старинная статуэтка «Детские шалости» или писающий мальчик, салфетница, «бисквит», то есть сухая, неглазурованная. К слову, я посмотрела в Интернете каталог на антикварную продукцию, цена шалуна на аукционе 150 тысяч рублей.
В производстве фарфоровых статуэток большое место занимали детская тематика, литературные персонажи и животные. Еще одна неиссякаемая тема – балет. Изящные фигурки и формы балерин восхищают. Что и говорить, женское тело во все времена вызывает интерес и любование. Какая коллекция без таких изюминок?
Это всего несколько экземпляров из коллекции Валентины Васильевны Мухиной, ушедшей в мир иной… Получить удовольствие от созерцания фарфоровых статуэток, собранных бывшим педагогом, можно в музее «Старый Уральскъ». Они очень живописно знакомят с жизнью, бытом, традициями и культурой разных народов мира.