Заставить платить

13 июня 2024
0
2866

В 2013 году в области создан арбитражный суд. За 10 лет работы им рассмотрено около 15 тысяч дел. Основателем его является руководитель юридической компании «Mirmanov & Partners», судья Международного арбитражного центра МФЦА Еркебулан Куанышович Мирманов, который рассказал, с какими юридическими вопросами обращаются клиенты:

– Один из вопросов, который волнует многих – как заставить вернуть долг. В бизнесе очень часто происходят ситуации, когда одна сторона выполнила все обязательства (поставила вовремя товар, оказала услуги и т. д.), а вторая не спешит рассчитываться, и возникает задолженность. Если размер долга или срок невозврата небольшие, это не вызывает особых проблем, но такие задолженности могут накапливаться и оказывать негативное влияние на работу компании в целом. Так как заставить вернуть долг, какие существуют для этого методы воздействия, и что является наиболее действенным в подобной ситуации? Когда вам не хотят возвращать долги, нужно предпринимать какие-то действия. Но с чего начать и какой порядок действий будет правильным? Для начала нужно пообщаться с должником или его представителем и выяснить, по какой причине они не хотят возвращать деньги. Возможно, даже не в курсе, что возникла задолженность, и после получения информации от вас сразу заплатят. Возможно, возникли временные трудности, и нет свободных средств, чтобы вернуть долг. В такой ситуации лучше договориться о переносе сроков платежа или разбивке его на несколько этапов: можно немного подождать и получить деньги, чем переводить задолженность в категорию «безнадёжных». Также возможно, что у должника есть претензии к качеству товаров или услуг, полноте комплектации и т.д. – в таком случае добиться выплаты можно только после урегулирования данных претензий.

Если переговоры не принесли должного результата или если не удалось пообщаться с представителями должника, необходимо составить письменную претензию. В ней излагаются ваши требования: сумма долга и сроки, когда его нужно вернуть, а также обстоятельства, при которых задолженность возникла, и основания для ее появления (договор купли-продажи, акты поставки или отгрузки, акты выполненных работ, накладные и т.д.). Также обязательно нужно упомянуть, что в случае, если требования, изложенные в претензии, не будут удовлетворены, вы оставляете за собой полное право обращаться в суд. Далее претензия вместе с копиями подтверждающих документов направляется рекомендованным письмом или курьером по юридическому адресу должника.

Если и претензия не возымела должного результата, и должник отказывается платить или не отвечает, единственный вариант добиться возврата средств – это обратиться с исковым заявлением в суд. Это хотя и самый сложный и продолжительный способ, он является наиболее надежным и в большинстве случаев гарантирует возврат долга (если у вас на руках есть все доказательства). Исковое заявление должно включать в себя такие сведения: информация об истце, ответчике (наименование, контактная информация), а также название суда, где будет рассматриваться дело; стоимость иска – сумма всех требований к ответчику (она может включать как сумму долга, так и проценты, неустойку, а также оплату судебной пошлины и услуги адвоката. Кроме того, нередко компании включают также упущенную прибыль и ущерб, понесенный вследствие невозврата задолженности); обстоятельства возникновения долга – когда и в каком объёме были оказаны услуги, когда подписаны все необходимые документы, предпринимались ли попытки уладить спор в досудебном порядке и т.д. Все изложенные факты должны иметь документальное или другое подтверждение; перечень документов, которые прилагаются к исковому заявлению и выступают доказательствами в споре. К ним относятся чаще всего договор, акты выполненных работ/оказанных услуг, накладные, счета, выписки и т.д. если подавалась претензия, ее также желательно присовокупить к иску.

Исковое заявление вместе с пакетом сопроводительных документов направляется в суд (обычно это районный, городской суд или арбитраж Казахстана по месту регистрации компании), также копия направляется должнику (ответчику). Если иск составлен правильно, он будет принят к рассмотрению, и суд назначит дату слушаний. В указанное время необходимо явиться в суд, подтвердить заявленную позицию и привести доказательства в ее пользу. В зависимости от того, какие доказательства приведет каждая из сторон, судья вынесет решение. Обычно, если документы в порядке, проблем с вердиктами не возникает, и должника обязывают выплатить долг. Если же решение по каким-то причинам не устраивает, можно подать апелляцию в вышестоящую инстанцию – последовательность действий примерно такая же, как подача иска в обычный суд.

Взыскание долгов может серьезно осложниться, если не составлялся письменный договор. Должник может заявить, что на самом деле он никаких товаров/услуг не получал, а значит, и платить не за что. И доказать что-либо в суде будет очень сложно: в первую очередь, вас попросят предъявить договор, где бы прописывались обязанности сторон, а его не существует. Но законодательство позволяет доказать факт существования отношений между юрлицами и по другим документам, прежде всего это товарные накладные, акты выполненных работ, акты сверки. Они обязательно должны быть подписаны не только представителем вашей компании, но и компании-должника – только в этом случае можно рассчитывать на то, что такой документ будет принят в качестве доказательства при судебном разбирательстве.

Однако до такой ситуации лучше не доводить: любые отношения с контрагентами должны подтверждаться договором, в котором бы указывались все основные данные о сотрудничестве: характер поставляемых товаров/услуг, объемы поставок, сроки, размер и порядок оплаты. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно составить правильный договор, лучше обратится к профессиональному юристу и доверить оформление документов ему – там можно не сомневаться, что всё будет сделано правильно и в рамках действующего законодательства.

Если контрагент не хочет возвращать долг, нужно принимать меры по взысканию средств. Сначала нужно попытаться уладить спор в досудебном порядке – провести переговоры, направить претензию, а если это не даст результат, обращаться с исковым заявлением в суд. Если не оформлялся договор, взыскать долги будет сложнее, но всё же возможно, если есть другие документы, подтверждающие ваше сотрудничество. В любом случае, не помешает грамотная юридическая поддержка.

Фото предоставил Еркебулан Мирманов
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top