Защита – здравый смысл

28 сентября 2023
0
1155

Современный человек живет не только в реальном мире, но и в интернет-пространстве – зачастую с ним связана и наша работа, и развлечения. Однако в «виртуале» нас подстерегают опасности, причем совершенно реальные. Фейковые новости как минимум могут выбить из колеи, но они могут вызвать много проблем, если завладевают умами масс. Как противостоять фейковой информации и не поддаваться на уловки мошенников? В Казахстане недавно принят Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», который стал одной из составляющих системы регулирования информационной сферы нашей страны.

То, что информационное пространство может влиять на умы людей, поняли давно. Однако упорядочить эту стихию непросто, и это мы видим своими глазами. На популярных площадках то и дело навязчиво попадаются на глаза крайне сомнительные предложения. Например, долгое время на YouTube объявляли о выплатах пенсионерам, ссылаясь на официальные источники. Тем, кто заинтересуется данным объявлением, нужно было прочитать дополнительную информацию, заполнить анкету и самое главное – отослать свои личные данные. Почему на популярном ресурсе несколько недель шло заведомо фейковое объявление? Все объясняется просто – рекламодатель имеет право продвигать свой ролик, заплатив определенную сумму. Подобные ролики – жанр своеобразный, и здравомыслящий человек понимает, что информация эта ложная. А если она заинтересовала, можно зайти на официальный сайт Правительства для граждан и найти там информацию о выплатах. Но пожилые люди часто верят написанному слову, а уж видеоролику тем более. Скольких из них получилось обмануть?

Чуть позже агентство КАЗИНФОРМ опубликовало опровержение: «В Министерстве труда и социальной защиты населения РК назвали фейком информацию о том, что всем пенсионерам будет оказана финансовая помощь в связи с повышением цен на коммунальные услуги. Постановление о дотационной финансовой помощи Правительством РК не принималось». Вопрос в том, много ли пенсионеров увидело этот пост. Скорее всего, гораздо меньше, чем тех, кто прочитал фейк – ведь фейковая информация подается ярче и быстрее находит своих адресатов.

Как провести расследование?

Настоящие шквалы фейков распространяются в период кризисных ситуаций. Так, в разгар пандемии в социальных сетях набрало популярность сообщение о том, что от вакцины против COVID-19 якобы погибло 13 миллионов человек. Такое заявление сделал известный спорными высказываниями профессор физики Оттавского университета Девид Ранкур. Stopfake.kz провел расследование, которое можно взять за образец подобных разоблачений. Во-первых, были собраны сведения об этой персоне, и сразу выяснилось, что ученый уже не раз делал эпатажные публичные заявления – например, отрицал глобальное потепление. Во-вторых, необходимо найти информацию по его заявлению – статистику смертности вакцинированных из официальных источников. Выяснилось, что не существует точной статистики, показывающей, сколько людей скончались именно из-за нежелательной реакции на вакцину, а не из-за комбинации сопутствующих заболеваний. В некоторых странах общедоступной статистики по смертности среди привитых людей нет вовсе. По открытым данным, в Великобритании было зарегистрировано 59 смертей, наступивших сразу после вакцинации от COVID-19, при этом реакция на вакцину указана основной причиной гибели в 51 случае.

Также важно отметить, что 13 миллионов смертей — это весьма внушительная цифра, даже в общемировом масштабе. Если бы вакцины от COVID-19 действительно убивали бы столько людей, то скрыть это или не заметить такую тенденцию было бы просто невозможно.

Однако нет ни одного документа или какой-либо подтвержденной статистики, которая говорила бы о том, что 13 миллионов человек действительно не выжили после получения вакцины от COVID-19. Это значит, что распространяемое сообщение бездоказательно, и верить ему не нужно. Но будет ли обычный человек делать такое расследование? Скорее, он поверит высказыванию, которое сделал известный иностранный ученый. Тем более, среди его родственников, соседей и коллег есть убежденные «антиваксеры», которые ищут подтверждения своим опасениям и находят – в Интернете было много различных постов подобного толка. В итоге панические настроения нарастают, как снежный ком.

Доверяйте официальным источникам!

В острый момент январских событий в Казахстане 2022 года также распространялось немало слухов, которые нагнетали ситуацию. Этот случай показал, насколько важно избирательно относиться к источникам информации, отдавая предпочтение официальным источникам. Начальник Следственного департамента МВД Санжар Адилов тогда заявлял, что после прошедших беспорядков в Казахстане началась целенаправленная информационная кампания по манипуляции общественным сознанием. Вводя в заблуждение людей, говорили о мирном характере митингов и неправомерном действии сил правопорядка. «Все это делается для дискредитации принимаемых властями решений, а самое главное – для намеренного увода организаторов и участников массовых беспорядков от ответственности. Казахстанцы должны понимать, что это целенаправленная информационная кампания по манипуляции общественным сознанием», – объявил Санжар Адилов на пресс-конференции СЦК.

Закон – против фейков и манипуляций

– Введение в действие Закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» является важной вехой в юридическом регулировании отношений, возникающих в информационной сфере нашей страны, – считает научный сотрудник института философии, политологии и религиоведения Фархад Хасенов. В своей статье в «Казахстанской правде» он отметил, что общественное сознание имеет инерцию и из-за этого не успевает за происходящими изменениями. «Это свойство открывает широкое поле для манипуляций со стороны нечистых на руку специалистов и различного рода аферистов, стремящихся использовать те или иные информационные технологии в целях быстрого материального обогащения либо формирования искаженной повестки дня», – замечает Фархад Хасенов. В пример он приводит известного в Российской Федерации коуча Елену Блиновскую, которая с помощью рекламы сумела сыграть на надеждах людей, якобы, помогая осуществлять их желания. Подобные «коучи» действуют и в Казахстане. «В последние годы ряд казахстанских блогеров активно рекламировал различные финансовые пирамиды, а другие вели мероприятия якобы благотворительного характера, но на самом деле коммерческого плана», – говорит казахстанский ученый.

Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», подписанный Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, направлен на пресечение подобной деятельности. В нем предусмотрены новые нормы, требующие маркировать коммерческую рекламу со стороны блогеров, а также ставить заслон фейковой информации на онлайн-платформах.


Государство реагирует на события, происходящие в интернет-пространстве. Но и каждый человек сам для себя должен выстроить защиту от токсичной информации. Сведения от блогеров, коучей, из неофициальных каналов всегда сопровождаются предвзятыми оценками и очень часто недостоверны. Необходимо понимать, что самые надежные источники – официальные платформы.


ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top