Зачем он послан был?
Так получилось, что нынешняя осень Пушкина в Уральске в музее его имени прошла под знаком … Наполеона. Случилось это благодаря выставке картин российского художника Сергея Жагата, посвященной Бонапарту и организованной Никитой Редько. Это обстоятельство напомнило о юбилее другого великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этом октябре 210 лет со дня рождения. Студенческий театр «Эхо» ЗКГУ имени Утемисова на закрытии выставки показал инсценировку баллады Лермонтова «Воздушный корабль».
Жалкий призрак
Стихотворение «Воздушный корабль» Лермонтов написал в 1840-м году. Каждый год в день смерти Наполеона к острову Св. Елены направляется волшебный корабль. На нем нет ни капитана, ни матросов, он неуязвим для морских бурь и скал. Корабль устремлен к пустынному острову в океане, на котором есть могила, в которой «без почестей бранных» «император зарыт». Каждый год в час своей кончины он выходит из могилы, чтобы на этом корабле умчаться к «Франции милой». А там он зовет своих соратников. «Но спят усачи-гренадеры под снегом России холодной, под знойным песком пирамид». Император зовет своего сына, обещает ему «полмира», но «Францию – только себе», но он не знает, что сын его давно мертв, его солдаты погибли, а поклонники ему изменили. Печальный призрак до самого рассвета проливает горькие слезы, понимая, что прошлое уже не вернуть. С восходом солнца он возвращается на корабль и отправляется к месту своего вечного заточения.
Позорный плен, заключение и смерть – такой стала плата за непомерные амбиции и жажду власти над миром.
Это стихотворение Лермонтов написал, возможно, потому, что в тот год французское правительство собиралось перенести прах Наполеона во Францию.
Завораживающий ритм баллады соответствует ее мистическому содержанию. И это очень хорошо передают интонациями актеры театра «Эхо», студенты факультета иностранных языков университета. Все свои спектакли они играют на языке оригинала. На этот раз оригинал – русский язык. Но считается, что произведение Лермонтова «Воздушный корабль» – переработанная баллада немецкого поэта-романтика Цедлица «Корабль призраков».
В небольшом спектакле, поставленном театром «Эхо» и показанном в музее Пушкина, заняты трое актеров. Оксана Лобикова – Девушка в белом, Елизавета Искалиева – Девушка в черном. Ну и сам Наполеон, то есть, его призрак, как и положено, в знаменитой треугольной шляпе. Роль императора исполнил Азилхан Жарасов.
– Очень талантливые ребята, – говорит о них кандидат филологических наук и основатель театра «Эхо» Маргарита Владимировна Чечетко. Ставили спектакли по произведениям Гете, Брехта, Зегерса, Клейста, Сент-Экзюпери.
Сегодня театром руководит старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Кьяжан Миндагалиевна Шунайбекова. У них с Маргаритой Владимировной общая альма-матер – Саратовский государственный университет. И общие интересы – студенческий театр. Сначала Кьяжан Шунайбекова помогала в постановке спектаклей, а теперь является его режиссером.
Театр стал частью учебного процесса, реализацией проекта «Играем и учимся».
– В этом году театру «Эхо», который мне очень дорог, 25 лет, и я очень рада, что он живет, – не скрывая благодарности к коллеге, говорит Маргарита Владимировна. – Когда-то мы ставили спектакль к 250-летию Гете, а в этом году Кьяжан Миндагалиевна со студентами отметили 275 лет со дня рождения великого классика немецкой литературы. Поставили спектакль по его роману в письмах – «Страдания молодого Вертера».
Маргарита Владимировна – незаменимый консультант в работе театра. Новая постановка баллады Лермонтова была приурочена к закрытию выставки картин Сергея Жагата, посвященной Наполеону и месяц демонстрируемой в музее Пушкина.
«Война – игра, а люди – пешки»
Еще можно понять интерес к личности Наполеона, но невозможно понять восхищение им. Наполеон, конечно, не Гитлер, да и правила ведения войны в 19 веке отличались от гитлеровских. Но кровавую жатву он собрал немалую.
У Лермонтова несчастный призрак зовет свою гвардию. А состояла эта «гвардия» из европейского отрепья, решившая поучаствовать в покорении «варварской России». Самая большая армия в истории Европы (680 тыс.) устраивала конюшни в наших церквах, отхожие места в алтарях, иконы пускали на растопку. Лев Толстой писал: «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны».
Война 1812-го года недаром названа Отечественной. Бонапарт заявлял: «Я буду властелином мира. Остается одна Россия. Я раздавлю ее».
Наполеон был порождением так называемой великой французской революции 1789-1794 года. Объявив о святости «прав человека и гражданина», французские революционеры сразу по приходу к власти развязали такую кампанию террора, которая и не снилась свергнутым ими католическим «деспотам». Пытки были отменены во Франции в 1788 году – аккурат перед революцией, по приказу «деспота» Людовика XVI. Но во время революции пытки вновь вошли в обиход. Да что там пытки – нормой стали страшные самосуды, когда толпы активных граждан врывались в монастыри, в тюрьмы и даже в сумасшедшие дома, уничтожая как класс всех «паразитов». Во время знаменитых сентябрьских чисток 1792 года только в Париже «народными трибуналами» казнено 1400 человек, среди которых не только аристократы и священники, но и заключенные за мелкие правонарушения, девицы легкого поведения, а заодно и психически больные из клиники в Бисетре. А ведь такие чистки потом неоднократно повторялись, и проводились они не только в Париже, но и в Орлеане, Версале, Реймсе. Еще одно революционное изобретение – гильотина. Она работает без устали. А искусство переживает полную деградацию. Революционная, а потом и наполеоновская Франция не только мешала творить своим художникам-современникам – она уничтожала и искусство прошлого. В революционном раже в 1792-1793 годах уничтожались все предметы искусства, которые имели на себе знаки королевской власти (лилия) или католической церкви (крест). Ассамблея (парламент) вышла с постановлением: «Священные принципы свободы и равенства не позволяют никоим образом оставлять на глазах французского народа памятники гордыне, предрассудкам и тирании». В итоге разрушались статуи и барельефы, художественная коллекция Версаля распродана в 1793 году, ее судьбу разделили и коллекции замков Монтрея, Рамбуйе, Сен-Клу.
Из Италии, бывшей в века Ренессанса художественной учительницей Франции, Наполеоном вывозились художественные коллекции пап, местных феодалов, просто богатых людей. Часть расходилась по домам победителей, часть поступала в Лувр, ставший величайшим в мире хранилищем награбленного искусства. Наполеон, грозивший «раздавить» Россию, взорвал часть Кремля и бежал, бросив свою армию.
Лев Толстой в романе «Война и мир» так описывает Наполеона: «Маленький человек в сером сюртучке. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног».
«Война – игра, люди – пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «Шахматы расставлены; игра начнется завтра», – так рассуждает Наполеон – человек, возомнивший себя Богом. Россия тогда спасла Европы «вольность, честь и мир», писал Пушкин. Ну, а она «отблагодарила»… Да нет у нее ни чести, ни вольности.
Вот уже более двухсот лет Россия не дает старому континенту свалиться в пропасть полного безбожия.
«Зачем ты послан был, и кто тебя послал?» – спрашивал Пушкин в одном из стихотворений, посвященных Наполеону. Наверняка, не Бог.