Явление Курмангазы

4 октября 2018
0
3535

На площади Первого Президента произошло невероятное музыкальное событие, посвященное 200-летию великого казахского композитора Курмангазы Сагырбаева. 1700 домбристов одновременно исполнили два кюя прославленного музыканта. Одно из них известное музыкальное произведение –«Балбырауын», что в переводе на русский означает «Медовый настрой».
Это действительно одно из выдающихся творений автора.

Исполнение домбристов занесено в Книгу рекордов Казахстана, ведь ничего более масштабного зафиксировано не было.

Музыканты уже потом с волнением рассказывали об этом опыте, а зрители с восхищением выражали свои эмоции.

Все эти чувства родила музыка, удивительная и завораживающая. Может быть, оттого, что создана она человеком особенным, необычным в величии своего таланта и любви к родной земле. Любовь звучит и дышит в каждой ноте, в каждом движении струны. В его музыке история страны и его личная история переплетены и слиты в единую быль, полную ярких и удивительных событий. Его творчество – настоящий бриллиант казахской национальной культуры, которая с годами не тускнеет, а становится еще ярче, как и его имя, живущее в веках – Курмангазы Сагырбаев.

1836 год – по всей Бокеевской орде вспыхнуло народное восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Оно было направлено против реформ, которые довели народ до полного обнищания, увеличили поборы, а главное, ввели собственность на землю, захватили лучшие пастбища, а потом за большую плату сдавали их людям. Чаша терпения переполнилась, в степи начался пожар.

Когда вспыхнуло это восстание, Курмангазы был молод. Он пришел к Исатаю и Махамбету с просьбой взять его в ряды повстанцев. Но отказал ему Исатай, сказав, что рано парню брать в руки оружие и рисковать головой.

Но оружие в руках юного кюйши все же было – домбра, умеющая говорить обо всем. О том, что волнует народ и на что он готов ради свободы. Свой ответ Исатаю за то, что тот счел Курмангазы слишком юным и непригодным к войне, домбрист дал в кюе «Кішкентай». В нем каждая нота говорит о том, что Курмангазы не зря стремился в ряды повстанцев. Он с детства знал, что такое несправедливость и тяжелый труд.

Исследователи творчества музыканта объясняют – большая философия и драматургия лежит в его кюе «Кішкентай». Маленький мальчик, мечтающий о свободе и независимости, о процветании своего народа и счастливой жизни. Все это выражено в его произведении. Это одно из первых произведений, но оно тяжелое по своей структуре, и не каждый музыкант сможет мастерски его сыграть.

Букеевская орда, аул Жиделий. Здесь в 1823 году появился на свет мальчик.

Семья, в которой родился будущий музыкант, была небогатой, но для родителей Сагырбая и Алки этот малыш был долгожданным. Сын появился на свет в великий праздник Курбан-айт, а это добрый знак, поэтому новорожденного назвали Курмангазы.

В роду матери Алки были кюйши и акыны, она совсем не удивилась, увидев, что сын в раннем возрасте проявляет интерес к музыкальному инструменту. Она поддерживала его увлечение, в отличие от отца, которому все это не нравилось. Игра на музыкальном инструменте, хоть и радует сердце, но не кормит, говорил он.

В душе Сагырбай надеялся, что увлечение сына со временем пройдет. Но вместо этого желание играть у ребенка усиливалось и совсем скоро он уже виртуозно владел инструментом. Он проводил с домброй в руках дни напролет. Даже когда родители были вынуждены отдать шестилетнего сына в пастухи. Но и это обстоятельство сыграло в пользу юного дарования Курмангазы. Наедине с природой он мог музицировать сколько угодно, никто не мешал ему развивать свой талант. Постепенно начал сочинять первые мелодии и еще больше укрепляться в мысли, что его призвание – музыка.

Народные ярмарки, гулянья, именно здесь показывали свое мастерство кюйши и жырау того времени. Как-то на одно из празднеств пожаловал известный кюйши Узак. Он приехал в места, где жил юный Курмангазы. Владение домброй Узака произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Впоследствии этот человек сыграл в судьбе Курмангазы великую роль, он показал талантливому юноше вершины мастерства, к которым можно и нужно стремиться. По сути он стал первым учителем Курмангазы, наставником и другом. Он предсказал домбристу большое будущее, познакомил его с другими талантливыми музыкантами того времени.

Но вместе с любовью к музыке в душу Курмангазы вливался гнев. Он ненавидел несправедливость, а она творилась повсюду. Народ задыхался, а власти все туже затягивали удавку на его шее.

Со временем бай, у которого работал Курмангазы заметил, что пастух хорошо играет на домбре. Так у юноши появилась еще одна обязанность – играть и развлекать бая и его гостей. Уже тогда в голове юноши зрели смелые и свободолюбивые мысли.

Когда в очередной раз он попал баю под горячую руку и был жестоко избит, решил бежать.

Как известно из истории, восстание Исатая и Махамбета было жестоко подавлено. А тех, кто в нем участвовал, каратели лишали свободы или жизни. Попал в эту мясорубку и юный Курмангазы. Власти не простили ему открытой критики. Он оказался в тюрьме, из которой с этого времени практически не выбирался. Тогда же он написал кюй «Қайран шешен», посвященный своей матери и всем женщинам, чья судьба была тяжела.

Вообще каждое произведение Курмангазы это некое посвящение событию или человеку, который оставил след в его душе. Например, кюй «Лаушкен». Исследователи долго не могли понять, откуда название. Оказалось, все просто – это фамилия русского рабочего, с которым он сидел – Лавочкин. Мать Лавочкина смогла передать в тюрьму пилку, благодаря которой смогли бежать из заточения ее сын и Курмангазы.

Его жизнь – вечные скитания, власти гнали его. Он менял имена, не мог долгое время находиться на одном месте и вынужден был скрывать свое имя. Однако стоило ему взять в руки домбру, и все догадывались: перед ними прославленный Курмангазы.

Женился поздно, когда встретил Ауэз, которую полюбил и увез в родной аул. Она родила ему троих детей. Их прямые потомки до сих пор проживают в Астрахани.

Писатель Никита Савичев одним из первых представил европейскому читателю своего современника Курмангазы Сагырбаева. Свою встречу с великим казахским композитором он описал в очерке «От Кармановского форпоста до Глининского».

Во время поездки вдоль границ Букеевского ханства остановился у своего знакомого Иова Бородина, который и познакомил его с Курмангазы. Он описал композитора как мужчину средних лет, с добродушным и умным лицом. Но самое главное, был поражен мощью композиторского таланта, игрой Курмангазы на домбре:

«Я никак не ожидал, чтобы из такого беднейшего первобытного инструмента о двух струнах могло выйти что-нибудь похожее на музыку. Но такова сила человеческой способности, из домбры выходила чистейшая музыка. Смотря по тому, как она была выражена, ее можно поставить наряду с произведениями образцовой музыки».

Описывая услышанное, Савичев делает заключение:

«Сагырбаев – редкая музыкальная душа. И получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины».

Сухощавый, высокий, с седой бородой. Постепенно Курмангазы превращался в умудренного опытом уважаемого аксакала, рядом с которым были всегда ученики, которые впоследствии стали прославленными музыкантами. Среди них девочка – Дина Нурпеисова, игра которой поразила его, и он взялся ее учить.

24 апреля 1886 года Астраханская судебная палата вынесла постановление об оправдании Сагырбаева и рекомендовала вручить документ лично ему в руки. Но вместо этого документ пролежал в ящике стола целых восемь лет.

Он прожил тяжелую жизнь, полную испытаний, лишений и скитаний. Он не скопил для себя ничего, но оставил нам бесценное наследство – вечную музыку, которая, словно живой источник, дарит вдохновение новым музыкантам и хранит великую историю нашей страны.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top