Время перемен

15 декабря 2016
0
3382

В условиях Казахстана, с его огромной территорией и значительной отдалённостью от морских портов, железнодорожный транспорт всегда играл решающую роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров. А как сейчас, в условиях мирового кризиса, функционирует «государство в государстве», как иногда называют эту отрасль? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к Михаилу Тихоновичу Надточему, заместителю председателя совета ветеранов Уральского отделения дороги, почётному железнодорожнику Казахстана.

– Удельный вес железной дороги в грузообороте всех видов транспорта составляет 82% и 54% в перевозке пассажиров, – сказал Михаил Тихонович, отвечая на вопрос. – Ведущая роль его определяется универсальностью перевозок различных видов грузов и пассажиров независимо от погоды, в любое время года и в больших объемах. Он имеет огромное значение, связывает в единое целое экономические регионы, способствует развитию международных связей. Без преувеличения можно утверждать, что от четкой и стабильной работы железных дорог в значительной степени зависит судьба проводимых в республике реформ. Серьезным недостатком железных дорог у нас до последнего времени было недостаточное их развитие для удовлетворения потребностей населения в соответствующих услугах, укреплении межрегиональных и межгосударственных связей. Учитывая все это, Президент нашей республики Нурсултан Абишевич Назарбаев определил программу развития экономики страны, в том числе и по железнодорожному транспорту, на десятилетия вперед. В рамках программы на 2001-2004 годы было инвестировано в развитие отрасли 3,9 миллиарда долларов. Первой была построена железная дорога Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра, которая соединила кратчайшим путем Семипалатинский регион с Павлодарско-Экибастузским. В конце 2004 года была сдана в эксплуатацию железная дорога Хромтау – Алтынсарино протяженностью более 402,5 километра, соединившая Актюбинскую, Костанайскую области и Западный Казахстан с Северным и Центральным его регионами, сократив расстояние между ними, минуя Россию, на 2 тысячи километров. Существенно снизились транспортные расходы, время, пограничные и таможенные расходы, тарифы на 400 миллионов долларов за 10 лет. С таким же экономическим эффектом в 2008 году было завершено строительство линии станция Шар – Усть-Каменогорск протяженностью 150,9 километра, соединившей железнодорожный узел Рудного Алтая с Турксибом. Этим было исключено двойное пересечение госграницы России, время в пути составило 4 часа вместо 26 часов. В 2011 году введена в эксплуатацию линия между Жетыгеном и Коргасом (293 километра) с открытием второго железнодорожного пропуска Алтынкол – Хоргос.

М. Т. НадточийМощный импульс повышению конкурентоспособности экономики, росту ее транзитного и экспортного потенциала придал ввод в 2012 году в эксплуатацию новой линии Узень – Болашак – 146 километров – на границе с Туркменистаном. В августе 2014 года построены и сданы в эксплуатацию линии Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь протяженностью 1200 километров. Сегодня Казахстан смог выделить 500 миллиардов тенге на строительство новых железнодорожных магистралей. Как подчеркнул наш Президент: «Работа этих дорог будет определять жизнь нескольких регионов и всей республики на долгие десятилетия вперед».

Мне лично посчастливилось принять участие в открытии движения поездов на участке Узень – Болашак, где на станции Нурсултан Абишевич лично соединил последний «золотой стык» между рельсами Казахстана и Туркменистана. Не могу не отметить качество и новый технический уровень железнодорожной техники и условий работы для железнодорожников. Вокзал и служебное здание станции – это современные мраморные дворцы. Для железнодорожников построен специальный поселок с жильем, обставленным мебелью, с магазинами, детскими садами, школами, кинотеатрами. На перегонах между станциями уложены рельсы без стыков и нет светофоров. Тепловоз управляется через спутник, машинист видит по компьютеру на много километров впереди и сзади, свободность или занятость перегона. Программа регулирует скорость движения составов. Машинист включается в ведение поезда только в нестандартной ситуации. Эти достижения у нас внедрены впервые из всех стран Содружества. Не могу еще не отметить строительство по инициативе Президента Назарбаева заводов в Астане по выпуску тепловозов, электровозов и пассажирских вагонов, а в Экибастузе и грузовых вагонов, которые уже курсируют по Казахстану, в том числе и Западному, они идут на экспорт.

С открытием по указанным участкам движения поездов общая длина Казахстанской железнодорожной сети составила 16000 километров, железнодорожный транспорт оснащен самой современной техникой и укомплектован грамотными специалистами.

– Какая роль отводится отрасли в новой государственной Программе «Нұрлы жол – путь в будущее»?

«В условиях кризиса, как показывает мировой опыт, происходит переориентация экономической политики. Поддержку должны получить те отрасли, которые создают наибольший эффект для роста экономики и занятости», – заявил Президент страны 11 ноября 2014 года и провозгласил новую экономическую стратегию развития Казахстана на предстоящие 5 лет «Нұрлы жол – путь в будущее».

По замыслу Главы государства, в период глобальных испытаний необходимо оперативно и качественно решать те задачи, которые направят Казахстан по пути роста даже в непростые времена. Такой миссией на современном этапе развития страны он наделил транспортный сектор.

В рамках этого развивается транспортно-логистическая система, завершается строительство комплекса «сухого порта» – инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота», получила свое развитие прибрежная зона Каспийского моря, где реализованы проекты по строительству паромного комплекса порта Курык и железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Эти проекты создали инфраструктурную основу для реализации многих индустриальных проектов.

Одновременно увеличивается пропускная способность существующих железнодорожных участков. Уже возросла пропускная способность участка Алматы – Шу за счет прокладки вторых путей.

В крупный евроазиатский центр грузо- и пассажиропотоков превратился аэропорт Астаны, где построен новый международный терминал. Другие воздушные порты республики сегодня также находятся в состоянии модернизации производственных мощностей.

Еще одним новаторским решением Президента является формирование единой транзитной политики по всем видам транспорта в лице АО «Қазақстан темір жолы», выполняющего функции национального мультимодального оператора перевозок.

Такого пока нет ни в одном государстве СНГ. Если взять мировой опыт, то это решение является также серьезным новшеством.

Несомненно, объем транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан возрастет, и железная дорога, формируя совместно с другими видами транспорта мультимодальные перевозки, станет мощным транзитным хабом на направлениях Север – Юг и Восток – Запад. Для этого в АО «Қазақстан темір жолы» создано дочернее предприятие АО «KTZ Express», которое оказывает полный спектр транспортных услуг во всех видах сообщений. Компания является мультимодальным транспортно-логистическим оператором и интегрирует в себе железнодорожные, морские, авиа- и автоперевозки, портовую, аэропортовую инфраструктуру, а также сеть складов и терминалов.

Завершаются мероприятия по созданию Объединенной транспортно-логистической компании, учредителями которой являются АО «Қазақстан темір жолы», ОАО «Российские железные дороги» и АО «Белорусская железная дорога». Объединенная транспортно-логистическая компания – первый совместный проект в рамках Единого экономического пространства, она будет способствовать развитию транзита.

На основе международного опыта в целях эффективного управления государственными аэропортами на базе АО «НК «КТЖ» создана единая управляющая компания аэропортами, которая позволит существенно повысить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности аэропортов.

В состав холдинга АО «Қазақстан темір жолы» передан морской порт Актау – современный многоцелевой терминал, обладающий высокими технологическими возможностями, обеспечивающими его дальнейшее развитие.

Компанией приобретены два судна «Бекет Ата» и «Туркестан» для транспортировки сухих грузов из порта Актау в северные порты Ирана и Азербайджана. Создана также судоходная компания. До 2020 года планируется доведение флота до 20 сухогрузных судов.

Интенсивно реализуются региональные кластерные проекты по строительству сети транспортно-логистических центров на территории Казахстана и терминальной инфраструктуры за пределами республики.

Транспортно-логистическая инфраструктура благодаря поддержке и новаторским решениям Нурсултана Назарбаева стала мощной движущей силой, реальным катализатором развития экономики, заняла ведущее место в организации транспортных перевозок на сухопутной части Евразийского континента. За 9 месяцев нынешнего года количество контейнерных поездов, проследовавших по Казахстану, увеличилось в два раза – с 366 до 780.

Мы, железнодорожники, пенсионеры Уральского отделения дороги, обсудили на собрании послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее». С удовлетворением встретили и одобрили меры по усилению экономического потенциала страны, особое удовлетворение получили от сообщения о социальных мероприятиях, направленных на улучшение жизни народа. Это, в частности, выделение 100 миллиардов тенге на улучшение жилищно-коммунального хозяйства, 180 миллиардов на строительство жилья, 20 миллиардов – школ и детских садов. Не может не порадовать решение об увеличении пенсий на девять процентов, а также – шаги по стимулированию создания новых рабочих мест и принятию строгих мер по борьбе с коррупцией.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top