«Вот только бы жизни хватило…»

26 сентября 2024
0
1715

Университет имени М. Утемисова отметил двойной юбилей старейшего преподавателя, кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков Маргариты Владимировны Чечетко: шестьдесят лет преподавательской деятельности из 85-ти прожитых. Несколько поколений уральцев, окончивших педагогический институт имени Пушкина и его преемника – ЗКГУ – обучила Маргарита Владимировна иностранным языкам, привила любовь к зарубежной литературе, многим помогла стать исследователями в этой области, защитить кандидатские и магистерские диссертации.

О своей большой и красивой жизни Маргарита Владимировна рассказывала сдержанно, комментируя фотографии из своего семейного альбома, которые появлялись на большом экране. Вот она маленькая ясноглазая девочка с книгой. Мама, Клавдия Евстафьевна Щелокова, работала в областной библиотеке, и маленькая Рита рано научилась читать. С тех пор с книгой не расставалась. Школу она окончила с золотой медалью, легко поступила на филологический факультет Саратовского государственного университета. И параллельно училась в театральной студии – сначала на актерском, а затем на режиссерском отделении. Она уже тогда и понимала, и ощущала эту неразделимую связь между драматургией литературы и театра.

После окончания университета в 1964-м году Маргарита Владимировна стала преподавать в Уральском педагогическом институте на кафедре теории и практики обучения иностранному языку. В послевоенные годы институт выпускал учителей только немецкого языка, но в 60-е стали обучать еще и английскому. Маргарита Владимировна знала и немецкий, и английский.

Многие студенты в те годы были ее ровесниками, но молодую преподавательницу уважали и любили. А руководство института ценило все ее таланты и направило в студенческий театр, которым руководил в те годы Александр Иосифович Белый.

О нем Маргарита Владимировна вспоминает с большим уважением и благодарностью.

– Александра Иосифовича мы воспринимали, как мэтра. А ему было всего 37 лет! Он поставил на сцене студенческого театра знаменитую в те годы пьесу Виктора Розова «В день свадьбы». По образованию историк, краевед, но спектакли ставил вполне профессионально. Я потом видела, как работают другие, профессиональные режиссеры, вспоминала репетиции в Уральске и поняла, что Белый знал законы сцены и умел работать с актерами.

– Одну из главных ролей в спектакле великолепно сыграла первокурсница Светлана Клейменова, изумительная красавица. Александр Иосифович разглядел в ней актерский талант и поручил Маргарите Владимировне с ней позаниматься. Светлана решила бросить пединститут и поступать в театральный, – рассказывает Маргарита Владимировна. – Стали готовиться: стихи, проза, басня, пение, танцы. Светлана поступила сразу во все театральные учебные заведения: в школу-студию МХАТ, Щукинское училище, ГИТИС. Присылает телеграмму, спрашивала меня: какое учебное заведение выбрать? Я послала телеграмму с одним только словом: «ГИТИС!» (Государственный институт театрального искусства).

Вместе с Александром Иосифовичем Белым Маргарита Чечетко проработала в студенческом театре четыре года, а в 1967 году, «приняла театр Белого из его рук». Год работала в нем одна, на студенческой сцене показывали еще спектакли, поставленные Александром Белым. Потом стала ставить свои спектакли – по пьесе Валентина Катаева «Пора любви», по сказке Маршака «Горя боятся – счастья не видать». Студенческий театр становился победителем различных конкурсов, был отмечен республиканским фестивалем художественной самодеятельности.

Когда Маргарита Владимировна поступила в аспирантуру МГУ и уехала в Москву, театральная жизнь педагогического института на время замерла. Но она кипела в МГУ, где в здании журфака набирал популярность студенческий театр, которым руководил тогда еще малоизвестный молодой Марк Захаров. Именно в студенческом театре он впервые пробовал себя в качестве режиссера.

Студенческому театру позволяли больше, чем профессиональному, и Марк Захаров ставил пьесы таких авторов и в таких собственных интерпретациях, которые на сценах других театров ни за что бы не утвердили. Первый его спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон» впоследствии был запрещен цензурой. Потом была постановка Бертольда Брехта «Карьера Артура Уи, которой могло не быть», а в 1966 году состоялась громкая премьера спектакля «Хочу быть честным» Владимира Войновича.

Впоследствии Марк Анатольевич вспоминал, что именно в годы работы в студенческом театре он осознал свое режиссерское призвание, и спектакли Ленкома во многом обязаны идеям, которые рождались в той студенческой среде юношеского максимализма и дерзости.

И, конечно, она старалась не пропустить ни одной премьеры в самых известных столичных театрах, постановки самых известных московских режиссеров. Самым популярным в те годы был Театр на Таганке, билеты туда было не достать. Но бывшая студентка Маргариты Владимировны Светлана Клейменова к тому времени окончила ГИТИС, на выпускном экзамене ее работу увидел режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов и пригласил в свой театр.

– Через Светлану я и познакомилась с Владимиром Семеновичем, другими актерами Театра на Таганке, популярность которого в те годы просто зашкаливала. Не могу сказать, что это было близкое знакомство, но при встрече, а я часто приходила на Таганку, мы с Высоцким приветствовали друг друга, – рассказывала Маргарита Владимировна.

В это же время она готовилась защищать диссертацию по роману Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и одновременно училась на высших режиссерских курсах от ВТО (Всесоюзное театральное общество). В Уральск вернулась с огромным желанием возродить в институте студенческий театр.

Театр «Вещие сестры» был открыт в год столетия со дня рождения Анны Ахматовой в 1989 году и работал пять лет. За это время было поставлено более тридцати спектаклей по русской поэзии Серебряного века, лучшим из которых Маргарита Владимировна считает спектакль «Луна» по одноименной поэме Ирины Одоевцевой.

В 1998 году начал работать театр «Эхо» на основе «балладной оперы», который Маргарита Владимировна называет «несравненным». Студенты ставили спектакли по произведениям немецких авторов на языке оригинала. Театр стал частью учебного процесса, его самой интересной, живой, игровой частью. Герои Гете и Шиллера говорили со сцены на немецком языке голосами уральских студентов. Играли спектакли в библиотеках, кинотеатре, выезжали с гастролями в сельские дома культуры. Частыми гостями театра «Эхо» были члены немецкого культурного центра «Хаймат», иностранцы. В год 250-летия со дня рождения Гете немецкий театр «Эхо» при Гуманитарном университете провел гастроли, посвященные этой дате. На немецком языке в исполнении студентов звучали баллады «Лесной царь». «Миньона», а в актовом зале университета состоялась премьера «Фауста». В этом году отметили 275 лет со дня рождения Гете. Студенты поставили спектакль по роману в письмах «Страдания юного Вертера». Режиссером этого спектакля стала преподаватель Кльжан Мендыгалиевна Шунайбекова, которая училась этому у Маргариты Владимировны. «Играем и учимся» – это ее проект, который дает хорошие результаты. Что продемонстрировали студенты факультета иностранных языков, читая стихи и отрывки из произведений зарубежных авторов на языках оригиналов.

Маргарита Чечетко – талантливый педагог, режиссер, литературовед, наставник, руководитель дипломных и кандидатских работ. И она делает это от души, искренне, бескорыстно, сама увлекаясь темой. Журналист Алла Литвинчук рассказывает, что не знала, с какого конца подступится к своей дипломной работе.

– И хотя я училась на филологическом факультете, Маргарита Владимировна помогала мне: подыскивала литературу, рекомендовала к каким источникам обратиться, давала советы.

Ее поздравляли и благодарили искренне, от души. Говорили теплые, не дежурные слова. Обнимали и даже кланялись в ноги. За бескорыстную, можно сказать, святую любовь к литературе и словесности. Не было никакой помпезности и особой торжественности – была атмосфера общности, любви, доброжелательности.

Есть еще одна ипостась этой удивительной женщины: она пишет стихи. Очень хорошие, искренние, эмоциональные, философские. Прочитала одну свою поэму молодым, звенящим голосом. И глаза у нее были такие же ясные и горящие, как у той девочки с книгой со старого фото. В одном ее стихотворении есть такие строки:

Мир – это цех,
Где работа отнюдь не уныла.
А любви моей хватит на всех
Вот только бы жизни хватило.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top