Вердикт присяжных

19 мая 2016
0
2774

Одна из основных задач, озвученных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» – обеспечение доступности правосудия и повышение уровня доверия граждан к судебной системе. Одной из составляющих успеха является введение института присяжных заседателей, соответствующего международным стандартам демократического государства. Как и насколько эффективно работают в нашей республике суды с участием присяжных заседателей? Об этом в интервью рассказал председатель cпециализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО Кайрат Тулеугалиевич Чалкаров.

– Кайрат Тулеугалиевич, расскажите, как давно в Казахстане проходят суды с участием присяжных заседателей?

– Закон «О присяжных заседателях» был принят 16 января 2006 года и введен в действие с января 2007 года. Сначала эта форма судопроизводства использовалась на уровне областных судов, поскольку именно эти суды рассматривали дела о преступлениях, санкция которых предусматривала наказание в виде смертной казни. С 2010 года стали функционировать специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых перешли дела, рассматриваемые с участием присяжных заседателей. Изначально в Казахстане указанные суды действовали в составе двух профессиональных судей и девяти присяжных заседателей, в настоящее время – в составе десяти присяжных заседателей и одного судьи.

– Какие дела рассматриваются сегодня с участием присяжных заседателей? Какова статистика?

– С 2007 по 2010 год с участием присяжных заседателей рассматривались дела, по которым могла быть назначена смертная казнь. Когда дела с участием присяжных заседателей перешли к подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам, стали рассматриваться дела об особо тяжких преступлениях, т.е. дела о преступлениях, санкция которых предусматривает лишение свободы свыше 12 лет. В июле 2013 года в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения, которыми к категории дел, рассматриваемых присяжными заседателями, были отнесены преступления, за совершение которых уголовным законом предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

В 2010 году нашим судом рассмотрено – 7 дел. В 2011 году – 15, в 2012 году – 11, в 2013 году – 11, в 2014 году – 7 дел. В 2015 году с участием присяжных заседателей не было рассмотрено ни одного дела. Под эгидой областного суда с участием представителей местных исполнительных органов, работников правоохранительных органов, адвокатуры дважды проведены «круглые столы», в ходе которых выяснялись причины отсутствия судебных разбирательств с участием присяжных заседателей.

Спецификой является то, что дело с участием присяжных заседателей рассматривается только по ходатайству подозреваемого, подсудимого. По версии адвокатуры, дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей, стало меньше в связи с введением в 2013 года закона, согласно которому из этой категории были исключены дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Также было высказано мнение, что стороны не всегда готовы к состязательности в ходе судебного заседания. Анализ работы прошлых лет показывает, что по половине дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей, вынесен приговор, который смягчил обвинение, по которому виновный был предан суду.

– По какому принципу формируется состав присяжных?

– Присяжный заседатель – это гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела и принявший присягу. Отвечая на Ваш вопрос, буду исходить «от обратного». Присяжными заседателями не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении уголовного правонарушения; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; состоящие на учете в наркологическом или в психоневрологическом диспансере; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, глухие, немые, слепые; судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов. Разумеется, что присяжным заседателем не может быть лицо лично, прямо или косвенно заинтересованное в рассматриваемом деле. По заявлению кандидата, из числа присяжных заседателей могут быть исключены некоторые иные категории граждан.

Формирование коллегии присяжных заседателей – одна из важных составляющих, влияющих на качество рассмотрения дел. Практика показывает, что работа по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели местными исполнительными органами иногда проводится формально. Попавшие в список кандидаты в присяжные заседатели не знают сути его формирования и целей составления, свои права и т.д. Это в дальнейшем отражается на явке в суд для участия в отборе присяжных заседателей.

Кроме того, в списки кандидатов в присяжные заседатели по-прежнему попадают лица, имеющие судимость, состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах. У некоторых кандидатов изменились анкетные данные, что в последующем лишило их возможности быть избранным в состав коллегии присяжных заседателей.

Для недопущения подобного необходимо более тщательно подходить к формированию списка кандидатов в присяжные заседатели на организационном уровне. Местные исполнительные органы должны более эффективно использовать современные технологии информационного обслуживания населения. Размещать списки кандидатов в акиматах и на специальных сайтах, с указанием об этом в СМИ, чтобы граждане могли ознакомиться с данными списками, внести свои заявления по поводу их нахождения в списках, правильности и достоверности информации о себе.


Шаг 21. Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым СУД ПРИСЯЖНЫХ ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

План нации – 100 конкретных шагов по реализации
пяти институциональных реформ


– Работа присяжных заседателей поощряется?

– Присяжному заседателю выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи, рассматривающего дело, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

Возмещаются также командировочные расходы в порядке и размере, установленном законодательством для работников государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета. Время участия в качестве присяжного заседателя включается в трудовой стаж. Не допускается увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде.

– Если присяжный заседатель не явился в суд?

– Право быть присяжным заседателем возлагает на гражданина также и определенные обязанности. Неявка кандидата в присяжные заседатели без уважительных причин по вызову в суд является по сути проявлением неуважения к суду. Ведь чтобы организовать проведение отбора кандидатов в присяжные заседатели, требуется немало организационных и материальных затрат. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность гражданина в виде административного штрафа или административного ареста за проявление неуважения к суду.

– Если у судьи и присяжных не сформировалось твердого мнения, виновен подсудимый или нет, чье мнение учитывается в первую очередь? Кто выносит окончательное решение?

– В совещательной комнате голосуют все, то есть десять присяжных заседателей и один профессиональный судья, при этом голоса всех равны. Каждый в письменной форме должен ответить на три основных вопроса: «Доказано ли, что деяние имело место?», «Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?», «Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?» Голосование проходит тайно, во время голосования никто не имеет права входить в совещательную комнату. Перерыв может быть объявлен для отдыха присяжных заседателей, а также в связи с окончанием рабочего дня. Естественно, за это время присяжные заседатели не должны ни с кем обсуждать эту тему, делиться сведениями. Запрещается объявлять перерыв в связи с выходными, то есть работа коллегии присяжных ведется непрерывно.

Для того, чтобы признать лицо виновным, большинство голосующих должны ответить утвердительно на все три вопроса. Только в этом случае обвинительный приговор будет вынесен. Для оправдания необходимо, чтобы на любой из трех вопросов отрицательно ответило шесть и более голосующих.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top