Стать профессионалом
Поступая в ЗКГУ на худграф, Мендибек Нургалиев не думал, что станет преуспевающим дизайнером. На горизонте маячила школа, ученики и уроки черчения в средних классах. Но в какой-то момент все изменилось. Тогда студент второго курса привез из дома старую швейную машинку. Зачем? Сейчас сказать не берется, скорее, для практических занятий. Но начал шить одежду на заказ.
Сегодня у Мендибека около десяти современных швейных машин. Да и мастерская теперь не в крошечной комнате старого общежития, а в одном из лучших торговых домов города. В его команде молодые, талантливые ребята – дизайнеры, портные, закройщики. Одно из правил Мендибека при приеме на работу нового специалиста – творческий подход к делу. Человек, механически выполняющий свою работу, никогда не станет преуспевающим, ни в чем, уверен дизайнер.
В какой момент шитье перестало для него быть просто увлечением, а заказы знакомых переросли из скромной подработки в бизнес? Об этом мы и поговорили с руководителем дизайн-студии «Meko» Мендибеком Нургалиевым.
– Мендибек, неужели действительно все началось случайно?
– Так оно и было. Я в то время учился в институте. Посещал занятия, писал рефераты, сдавал зачеты и экзамены. Как говорится, ничто не предвещало, что возьму иголку с ниткой в руки и стану шить. Но, видно, так должно было случиться. Я жил на квартире у одной женщины. Когда привез из поселка швейную машинку, она попросила меня починить ей какую-то одежду. Потом сшить домашний халат или что-то в этом роде. Похвасталась своим подругам и знакомым, у тех тоже были вещи, которые нужно было подкоротить или перешить. Я не отказывал и просто набивал руку. Возможно, вам покажется странным, но у меня все стало получаться сразу. Хотя до этого ничем таким не занимался. Мне платили. Я почувствовал вкус денег, сами понимаете, для студента это больной вопрос. Отложил в сторону учебники и выполнял заказы. Сработало сарафанное радио. Клиентов прибавлялось, я уже один не успевал, нужны были помощники. Пригласил в свою компанию однокурсницу. Купили еще одну старую швейную машинку и принялись за дело.
– Тогда же Вы стали шить по «Бурде»?
– В начале 2000-х проблем с одеждой уже не было. Если в магазине был дефицит чего-то, то рынок завален вещами. Не самого лучшего качества, не самого лучшего покроя, но одежда поступала. Естественно, ни о каком эксклюзиве речи не велось. Все у всех одинаковое. Но всегда есть люди, которые любят иметь вещи, которых у других нет. Каждую модель «Бурды» отличали сдержанность форм, удобство кроя, пригодность для повседневного употребления. Никакой вычурности фасонов и яркости цветов «от кутюр». Я журнал ценил еще и за доступность и точность выкроек, которые без труда можно перенести на ткань. К тому же он открывал большой простор для самостоятельного творчества: используя идеи модного журнала, всегда что-то дорабатывал и видоизменял. То есть работал уже на личность клиента. Находил другие журналы мод, следил за тенденциями и, конечно, многому учился.
ЗКГУ окончил, диплом получил. И даже какое-то время проработал в школе, затем в нашем университете.
В итоге окончательно понял: педагогика это не мое, хочу заниматься творчеством. Во мне живет художник.
Занялся снова шитьем, но теперь уже серьезно. Находили ткани, хотя это было проблемой, ведь крупные магазины, которые мы сейчас знаем, тогда еще тоже только начинали. Выбора материала не было. Даже с пуговицами проблема.
Из комнаты в общежитии мы перебрались в Бизнес-инкубатор, там, к слову, окончил курсы ведения бизнеса. Ведь творить – это одно, а вести бухгалтерию – совсем другое. Мы уже не боялись браться за сложные модели, костюмы и даже свадебные платья. Во мне был кураж. В пять часов утра приходил на работу и начинал кроить. При этом к концу дня не чувствовал усталости. Наоборот – масса идей, задумок, вариантов в голове. Восторг вызывали не заработки, а комплимент от человека, для которого мы старались.
– Сегодня кто ваши клиенты?
– В первую очередь люди творческих профессий. Артисты филармонии, шоумены, музыкальные коллективы. В общем, все те, кому нужно блистать на сцене.
Они приходят, объясняют, что нужно сшить. Мы выслушиваем и, как правило, предлагаем что-то свое, дополняем. В итоге получается то, что устраивает обоих.
– С кадрами непросто. Притом многие колледжи обучают этим профессиям. Ко мне приходят выпускники учебных заведений, которые ничего не умеют. Скажу откровенно: колледжи выпускают неподготовленных. Были случаи, когда я просил сшить какую-то элементарную вещь, например, фартук, но молодые специалисты не могли и этого. И тогда понимаешь, что всему обучать нужно с нуля.
И не факт, что получится. Вот ко мне пришел парень работать. У него нет диплома портного, но он умеет отлично шить. Понимает, что делает, и знает, как сделать еще лучше. Это, наверное, талант.
– Путь от эскиза до готового платья долгий?
– Есть профессионализм. Работать дизайнером – это так же, как наращивать мышцы – постепенно приобретать опыт. И профессионализм растет, оттачивается и шлифуется, как бриллиант. Идеи тех платьев, которые я сделал сегодня, могли зарождаться два-три года назад, а может быть, и больше.
Идеи рождаются сами по себе. Смотришь на людей, на то, что вокруг тебя, и ловишь себя на мысли, что вот это было бы интересно. То есть угадать, от чего придется оттолкнуться в очередной раз, сложно.
– Вы шьете платья в национальном стиле, корпоративную одежду…
– Недавно на театральной площади проходила ярмарка, на которой каждый желающий мог представить свою продукцию.
Мы выставили национальные костюмы – красивые, вручную расшитые золотой нитью и бисером. К слову, у меня к вышивке особое отношение. Люди подходили, рассматривали, кое-что даже купили.
Корпоративную одежду также шьем и всегда стараемся, чтобы это было модно, удобно. Ведь это носят в течение всего рабочего дня.
– А что, работа сложная?
– Работы все сложные, но я не могу сказать: «Ах, как мне надоело!» Сложность – это то, от чего я получаю кайф. Можно спросить: «Что самое сложное в работе штангиста?» Ну, вот он штангу поднимает (смеется). Такая у него работа.
Зато положительных моментов много. Очень приятно, когда видишь человека в «своей» одежде. Приятно слышать комплименты. И, конечно, приятно зарабатывать. Но, к сожалению, творчеству и бизнесу в одной упряжке сложно.
Поэтому, наверное, буду шить все-таки то, что в большем спросе.