Спустимся под землю?
В 80-х годах выделили средства для улучшения инфраструктуры Уральска. Причем освоить их надо было в сжатые сроки.
Обком партии решил строить подземные переходы: город растет, численность жителей увеличивается, а вместе с этим – дорожно-транспортные происшествия.
И вскоре они появились на пересечении крупных улиц – проспектов Достык-Дружба, Курмангазы, Евразии и Абулхаир хана (такие названия они носят сегодня).
Спустя какое-то время здесь разместили торговые киоски, в двух открыли кафе: в районах площади Маншук Маметовой и остановки «Школьник», что на улице Курмангазы. Но переходы стало тяжело содержать. И вот уже они потеряли былую привлекательность, чистоту и пришли в запустение, люди все реже ими пользовались. Некоторые закрылись.
«Деньги на ветер», «Хотели как лучше, получилось как всегда», судачили в городе. Бывает, кто-то нет-нет да и вспомнит об утраченном удобстве, особенно в районе центрального рынка, где интенсивное автомобильное движение, и толпы людей норовят проскочить через дорогу, рискуя жизнью.
«Если будет работать переход, вы пойдете по нему?» – задала я вопрос прохожим у перекрестка. «Нет, что вы, я боюсь одна ходить. Однажды, спустилась, давно это было, а там пьяный бомж стоит, я развернулась и назад пошла», – ответила женщина лет пятидесяти. «Да зачем он нужен, чтобы там нужду справляли?» – возмутился мужчина. «Конечно! – в один голос сообщили две студентки. Надо идти в ногу со временем и… по подземному переходу», – засмеялись они. «Боязно все-таки, не привычные мы к «подземке», – высказала мнение пожилая женщина.
А вот жители районов «Северо-Восток», «Строитель» и 4-го микрорайона начали пользоваться переходом, расположенном на пересечении улиц Сырыма Датова и Абулхаир хана. Там сделали ремонт: покрыли с улицы кровлей в виде полусфер, оштукатурили стены, провели электричество. Обустроили бутики и мини-кафе. В бутиках торгуют одеждой, продуктами, фруктами-овощами, моющими средствами и прочим. Есть художник, принимающий заказы на портреты и другие картины, а также мастер по ремонту обуви.
Но самое главное, ведется круглосуточное видеонаблюдение, оборудован пост с охранником, благодаря чему можно безбоязненно ходить в любое время суток. На пересечении улиц Курмангазы и Евразии частный предприниматель в переходе даже развешал картины, приобщая случайных прохожих к искусству.
В районе центрального рынка подземный переход по-прежнему бездействует.
Я позвонила в городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Вопросы простые: сейчас подземные переходы на балансе города или в аренде у индивидуальных предпринимателей, началось их повсеместное благоустройство или это инициатива самих частных лиц? В вышеназванном учреждении меня переадресовали в отдел ЖКХ, дескать, они сейчас разделились на две службы. Там затруднились ответить и опять направили меня в предыдущее.
Словом, целый день я провела у телефона, названивая по указанным номерам. В итоге «стрелка привела» к заведующему сектором благоустройства М.Р. Мулькаю, который, по мнению коллег, владеет информацией. Но Мирас Рустемович несколько раз повторил мне, что с этим вопросом надо обращаться в пресс-службу акимата, «если пресс-секретарь позвонит и даст разрешение ответить»… С пресс-службой связаться также не получилось, и тогда я решила поговорить непосредственно с частным предпринимателем открывшегося перехода рядом с торговым центром Астана. Там препоны ставить не стали. «Переход арендованный. Мы начали в нем ремонт еще зимой, поэтому кое-где отвалилась штукатурка, которую, естественно, приведем в порядок, – поясняет Асемгуль Галиева, представившаяся администратором. – Как вы заметили, еще не закончен ремонт самого входа, местами он требуется – косметический». Видно, что предприниматели делают все для комфорта, на входе даже расстелены пластиковые коврики для очистки обуви от грязи, и в самом переходе чистота.
Горожане надеются, что приведут в порядок и другие подземки, сделают там ремонт, оборудуют видеокамерами. И тогда переход оживленных улиц станет действительно безопасным.