Сокровище народа

18 июля 2024
0
2103

В Уральске открыт первый музей Домбры. Свое почетное место заняли необычные экспонаты. Среди них и копия самого древнего музыкального инструмента, найденного в горах Монголии в 2008 году. Образец выполнен в 3D-формате по фотографиям из Интернета. Сначала его распечатали на 3 D-принтере, а затем художник придал ему реалистичный вид. Оригинал же хранится в музее Монголии.

Известно, что чабан по имени Дандар обнаружил в пещере Нухэн-хад горы Жаргалант-Кайырхан, одном из отрогов хребта Монгольского Алтая, музыкальный инструмент с согнутым грифом и отнес его учителю аульной школы Ч. Энхтуру. Тот передал информацию о находке в Институт археологии Академии наук Монголии в Улан-Баторе и попросил прислать археологов. По информации ученого, 25 июня 2008 года группа археологов под руководством Ц. Турбата провела раскопки в местности Нухэн-хад. Они опубликовали статью о тайнах пещеры в сборнике «Археологийнсудлал». В этой статье, наряду с результатами проведенных археологических раскопок, есть рисунок музыкального инструмента и других находок (скелет человека, седло, стремя, лук, колчан, стрелы). Этим фактом заинтересовались немецкие исследователи, ученые из Казахстана. Они пришли к выводу, что найденный инструмент является самым старейшим среди струнных музыкальных инструментов, существующих в мире, и ему примерно 1500 лет. Артефакту дали название Ата-домбра, что значит Отец домбры.

Еще один похожий древний инструмент найден в Поволжье, недалеко от Саратова. Находка датируется эпохой Золотой орды XIII-XIV века. Фрагменты инструмента по своей форме похожи на домбру. Конечно, он найден не в целом виде, так что ученые могут судить лишь по останкам. Но на корпусе явно была выемка, поэтому есть предположения, что это могла быть домбра или кобыз. Артефакт хранится в Саратове, а его копия в музее Казахстана.

Современная домбра, конечно, значительно отличается от своих предков и по форме, и по звучанию. В разных регионах Казахстана у домбры своя форма. На западе мастера предпочтение отдают каплевидной форме. У нее круг-лый корпус который сужается к грифу. На востоке – четырехугольная. В Центральном Казахстане – инструмент в форме лопаты.

В музее домбры представлено более 100 экспонатов. Среди них не только различные домбры, но и много других интересных вещей, например, камзол Дины Нурпеисовой, а также кольчуга Курмангазы.

Открытие музея было приурочено ко Дню домбры, который отмечали по всей стране. Для казахского народа домбра – настоящее сокровище. Инструмент шагает в ногу со временем. Недавно появилась и электронная домбра. На ней также можно исполнять кюи, терме. Но звучание натуральной домбры, безусловно, лучше и ценнее. День домбры – относительно молодой праздник. Он учреждён шесть лет назад специальным президентским указом для «дальнейшей консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности». Но ещё раньше, в 2014 году, первым в нематериальный список ЮНЕСКО вошёл «домбровый кюй» – музыкальная пьеса, исполняемая на домбре. И за эти годы стало предельно ясно, насколько жива и богата казахская музыкальная традиция.

Каждый год в Казахстане проходит конкурс мастеров по изготовлению домбры. На конкурс лучшие мастера представляют десятки работ. Главная цель – не просто популяризация национального музыкального наследия. Специалисты ратуют за сохранение секретов самих мастеров. К сожалению, ремесло изготовления становится редким.

У каждого мастера свой подход и свои тонкости, которые они теперь не держат в секрете. Одну и ту же деталь готовят по-своему. Поэтому и инструменты звучат по-разному.

– Сейчас на рынке можно увидеть инструменты, украшенные различными орнаментами, но звучание плохое. Им далеко до звука настоящей домбры. Но многие покупают, скорее всего, чтобы преподнести в качестве подарка как сувенир. Стоит такая работа недорого, а вот хороший инструмент может уйти и за 300 тысяч тенге и дороже, – говорят мастера.

Дина Куспанова и Сансызбай Ахметов супруги. Но объединяет их не только семейная жизнь, но и работа. Они мастера по изготовлению музыкальных инструментов – домбры и кобыза. Сансызбай победитель I регионального конкурса «Үкілі домбыра», участник республиканских конкурсов «Аңыз домбыра». Дина ученица Сансызбая, она профессиональный музыкант. Но теперь наравне с супругом занимается изготовлением казахского музыкального инструмента. Сансызбаю нужен был помощник, он предложил ей пойти к нему в напарники. Тогда Дина еще работала музыкальным руководителем в школе № 37, пришлось школу оставить. Сейчас работает наравне с супругом. Инструмент от начала до конца может сделать самостоятельно.

Сансызбай Ахметов изготавливает копии музыкальных инструментов великих кюйши. Их звучание не уступают оригиналам. Как говорит сам, неожиданно для себя стал мастером. После армии устроился плотником в Казахский драматический театр в городе Костанае, там работал актер, который владел этим искусством. Сансызбай загорелся и стал учиться. Потом его учил Едиге Набиев. Заказы на изготовление домбры Сансызбаю поступают постоянно. На рождение одного инструмента уходит до месяца. Сансызбай принимал участие в региональном конкурсе мастеров, который проходил в Атырау. Туда съехались со всего западного региона. Несколько человек представляли Уральск. В итоге мастер занял второе место, уступив Гран-при гостю из Актау.

Домбра скрашивала жизнь казахского народа, была рядом в горе и радости. К ней относились с большим почтением. Висела она всегда на почетном месте, и особым авторитетом пользовались те, кто виртуозно на ней играл.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top