Сквозь старый объектив
– Я знаю некоторых людей, которые, к примеру, до сих пор продолжают пользоваться старыми фотоаппаратами, еще советской эпохи, и проявляют пленку. И я их понимаю, ведь это настоящая страсть! Варвара Олюнина, уральская девушка, которая живет в Канаде, но пользуется таким вот «старичком». Несколько лет назад она приезжала на родину, и мы случайно встретились. Рассказала, что проявляет пленку, сушит снимки, в общем, все как раньше. Главное, что ей это очень нравится, – рассказывает фотокорреспондент Ярослав Кулик. – И, если кто-то из читателей захочет снова увидеть старые модели, то может посетить музей «Старый Уральскъ».
Всего в фондах хранится около 100 фотоаппаратов, принадлежащих именно советской эпохе. Несмотря на солидный возраст (отдельным почти сто лет), они еще в рабочем состоянии. Являются отражением той эпохи, когда фотографы каждый снимок продумывали до мелочей, когда неудачный кадр был непозволительной роскошью, и нельзя было пропустить мимо какую-то шероховатость, а потом просто отфотошопить.
Здесь же в музее хранятся старые снимки прошлого и позапрошлого веков, сделанные также сто и более лет назад в фотосалонах Уральска. Они совсем не похожи на современные: фотоотпечатки на пожелтевшей бумаге наклеены на художественно оформленные картонные бланки. Каждая такая фотография – часть семейной истории, которая передается от поколения к поколению. Но если лица этих людей мы видим и можем предположить, как они жили, то имя мастера не узнаем никогда.
Для справки – официальной датой изобретения фотографии считается 7 января 1839 года. В этот день на заседании Парижской академии наук представили дагерротипию – разработанную Луи Дагером технологию получения изображения предметов на металлической пластине, покрытой слоем серебра. Портреты, выполненные таким образом, быстро завоевывали популярность во всем мире. Уже через несколько лет дагерротип со своим изображением можно было заказать и в других частях света. Однако из-за чрезвычайной дороговизны сделать это могли немногие. Со временем технологии совершенствовались, и соответственно удешевлялись и фотосъемка, и фотоотпечаток. Фотография становилась более доступной – и для мастеров, и для их клиентов.
Поход к фотографу всегда был целым событием. К съемке относились серьезно, как к особому случаю – официальному и торжественному. Люди и в советские годы старательно готовились, надевали свои лучшие платья и костюмы, тщательно подбирали прическу. Визит в ателье занимал немало времени, особенно если сфотографироваться хотела целая семья.
Фотограф же тщательно обустраивал павильон своей студии. Фоном для снимка традиционно служили декорации с видами пейзажей, архитектурных сооружений, стилизованных фрагментов
жилого интерьера. Композиции часто дополнялись изображениями растений или животных.
Фотографы старались выполнить все пожелания заказчиков. Но от клиентов требовалось внимание и исполнение необходимых условий: «не говорить, не двигаться, не улыбаться».
В СССР фотоаппарат стал более массовым и был практически в каждой семье. Именно поэтому в музее хранятся экземпляры этого времени. Директор музея Геннадий Леонидович Мухин говорит, что многие из них стали отдавать в дар музею, как только стали появляться мобильные телефоны с фотокамерами. Устаревшие модели стали не нужны. На витринах представлены не все имеющиеся экземпляры, многое лежит в запасниках. Но один из них Мухин все-таки достал, чтобы показать нам. В руки вещь не брали уже несколько лет, за это время она покрылась толстым слоем пыли.
От старости фотоаппарат марки «Москва» не может твердо стоять на своих «ногах», шатается, так что директор поддерживает «пенсионера». О нем известно немного. Именно такими марками пользовались в 30-е годы, а эту вещь принес в музей пожилой мужчина, который собирался уезжать из города. Выбрасывать жалко, а долгую дорогу из-за солидного возраста он бы не перенес.
Каждый фотоаппарат – история не только семьи, но и целой страны. Ярослав Семенович Кулик увлеченно и с интересом рассказывает практически о каждой модели. На многих он работал сам.
– Сегодня аппарат есть практически у каждого – это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы или же просто встроенные в мобильные телефоны камеры на несколько мегапикселей, – говорит он. – Уже не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за фотохимикатами и фотобумагой, как когда-то мы. Даже ребенок может сделать тысячи снимков, не задумываясь и не прилагая никаких усилий. Затем поделиться интересными кадрами в интернете.
А ведь 30 лет назад, чтобы получить фотографию, закрывались в ванной, включали красную лампочку, чтобы проявить пленку, затем развешивали снимки сушиться. Для кого-то это было сложно, но для гурманов – наслаждением. Те, кто не хотел со всем этим возиться, отдавал пленку в студии, где ее проявляли и печатали. Каждая фотография была очень ценной для советского человека – ведь на этих снимках запечатлена память.
В ассортименте каждого увлекающегося фотографией человека должен был быть обязательный набор – различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты. Но интересен сам процесс. Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные – при специальном зеленом. На выставке в музее представлено много интересных марок, о которых можно рассказывать часами. Но я хочу начать с марки «ФТ-2». Это аббревиатура имени Федор Токарев, который и создал этот фотоаппарат. Он же сконструировал модель пистолета ТТ. Уже на пенсии разработал модель фотоаппарата, которую долго не брали в производство из-за явных недостатков. Но все-таки личность конструктора была авторитетной, и один из заводов взялся за производство. Всего было выпущено около 10 тысяч экземпляров. Он уже 15 лет не производился, но его все еще продавали в магазинах, так что мне много лет назад удалось купить фотоаппарат в Самаре. И в книге «Город малиновых зорь» есть один снимок, сделанный им.
Здесь же «Салют С». Он самый первый из фотоаппаратов полетел в космос. Его с собой взял
советский космонавт Герман Титов в 1961 году. Интересная история у фотоаппарата «Зенит С». В те годы много писали о советских космонавтах, были их портретные снимки, но в обычной жизни не снимали. Н.С. Хрущев дал задание фотографировать космонавтов в непринужденной обстановке. Разумеется, тогда все съёмки секретные. Потому что секретным было всё – ракеты, космический корабль, скафандр и даже слово «космонавт». Его просто не произносили. Космонавтов называли «слушателями». К счастью, все эти фотографии сохранились. А сделал их Борис Алексеевич Смирнов, который был в то время единственным штатным фотографом Центра подготовки космонавтов. И ему было всего лишь 18 лет. Рассказывать можно долго и интересно о каждом экспонате, но лучше прийти и увидеть.