Шапочное знакомство
История происхождения головных уборов неразрывно связана с историей развития всего человечества и насчитывает тысячелетия. Нельзя однозначно сказать, где и когда появился первый. На древнем надгробии в Фивах изображен человек в соломенном головном уборе. Греки называли его «петасос». Этот предмет одежды как нельзя лучше выражал дух и потребности времени, вкусы людей, их статус и положение в обществе. Историки моды склоняются к тому, что существует два основных вида силуэта головных уборов: шапка и шляпа, с полями и без полей. Все остальное – лишь варианты основных двух.
Существует огромное количество фасонов головных уборов, среди которых берет, бандана, кепка, пилотка, тюбетейка, капюшон, панама, сомбреро, ушанка, фуражка, цилиндр, шапочка без полей, шляпа с широкими полями, шляпка-котелок, шляпка-таблетка и еще сотни других.
Самый, пожалуй, распространенный – берет появился еще у этрусков до нашей эры. В то время его носили все сословия. К ХVI веку берет стал частью наряда актера, музыканта, художника. В наши дни считается, что он подходит любому типу женского лица.
Самая известная любительница шляп английская королева Елизавета ІІ, в ее гардеробе накопилось столько фасонов, что принято решение открыть специальный музей. И, как говорят, каждый месяц коллекция пополняется новыми моделями. У королевской знати до сих пор сохранился этикет не выходить в люди без головного убора, а также в каждый из пяти дней надевать новую шляпу.
С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. К примеру, сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть её куда-нибудь – равносильно отречению от личного счастья и удачи. Всегда и всюду головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Наряду с этим существовало табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим свои шапки. Ведь иначе ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья.
Универсальным головным убором казахов да и многих народов Средней Азии можно считать тюбетейку. По форме они бывают конусообразные, квадратные, плоские, островерхие. Само слово «тюбетейка» произошло от тюркского слова «тюбе» – вершина.
Сама форма – это как бы свод неба, купол мечетей и даже сама юрта – в несколько десятков раз увеличенная тюбетейка. Четыре части тюбетейки представляют 4 периода жизни: детство, юность, молодость и старость. В древности по ней определяли социальный статус. Чем богаче вышита тюбетейка, тем ближе ее владелец принадлежал к аристократическому роду.
Тюбетейки для мужчин и женщин украшали по-разному. Для мужчин были характерны два или три цвета, женские же отличались многоцветной яркой палитрой. Надевая тюбетейку новорожденному, аксакалы или имамы благославляли его, чтобы он рос здоровым и крепким.
Шились тюбетейки из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Изготавливали их на тканной основе, простеганной вместе с верхом. Для придания твердости прошивали частой строчкой или закладывали в околыш и верхушку картон или плотную бумагу. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» – вышитые шелком, золотой или серебряной канителью. Пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.
Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота составляла 10-15 см. На верхушку пришивали перья белого филина как оберег, а края украшали дорогими камнями. Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией», так сказать, символом юношества.
В древности, в одно время тюбетейки носили так, что они закрывали не только макушку головы, но и лоб до бровей, т.е. закрывали уровень «третьего глаза» между бровями, своего рода, защита от сглаза и порчи. И только на торжественных событиях можно было поднимать тюбетейку на макушку.
Одна из крупнейших коллекций тюбетеек, собранных на протяжении 120 лет, хранится в Государственном музее истории Узбекистана. Также ценные коллекции можно увидеть в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, историко-краеведческом музее Бухары, а также в некоторых музеях России.
В Западно-Казахстанском историко-краеведческом музее насчитывается свыше 20 мужских, женских, детских тюбетеек, среди которых можно отметить тюбетейку семьи известного нашего земляка Таира Жарокова, которую в 1978 году в дар музею преподнесла супруга поэта Мунира Ахмеджановна, во время приезда на празднование его 70-летия.
Гульнара Дуйсенгалиева,
заведующая научно-методическим отделом
областного историко-краеведческого музея