Шаг за шагом
Готовый кейс ведения бизнеса от Мариям Мухамбетовой, предпринимательницы из Уральска: почему важно определить миссию своего дела и через какие инструменты повысить его эффективность.
– Мариям, расскажите о себе, чем сейчас занимаетесь?
– В 2019 году в Уральске я открыла центр грудничкового плавания «AQUABUL». Сегодня у нас уже функционируют два филиала в Уральске и Аксае. Вдохновил меня на это мой сын, который родился в 2015 году недоношенным. На тот момент, будучи в поиске альтернативных путей реабилитации моего ребенка, в Интернете я наткнулась на этот метод. В то время это не было столь распространено, и спустя время решила открыть такой центр в родном городе. На сегодняшний день вода – самый щадящий способ развития ребенка, и 90% всех болезней корректируется через воду. Получается, это для меня не просто бизнес, моя деятельность отражает важную миссию, которую в свое время на собственном опыте я сформулировала. Это оздоровление нации, которое начинается с пелёнок. Миссию важно определить, так как впоследствии именно она ведёт предпринимателя по пути развития.
Меня поймет каждая мать, которая столкнулась с похожей ситуацией. Да и в целом все мамы заинтересованы в том, чтобы их дети развивались и были здоровыми. В моем случае это желание стало масштабным, поэтому сейчас мой бизнес – это не просто центр грудничкового плавания, как это было годами ранее. Например, со временем мы получили медицинскую лицензию, тренеры у нас с медицинским образованием. 1 января 2024 года наш центр вошел в реестр социальных предпринимателей РК, в связи с тем, что мы организовали на базе центра общественный фонд «Zhaik Rea-centr», который занимается физической и психологической реабилитацией.
– Кто поддерживает?
– Моя семья и я сама постоянно прохожу разные курсы, помогающие, что называется, «быть на волне» и двигать бизнес в правильном направлении.
Это государственный грант по «Дорожной карте бизнеса» на инновационные идеи. О том, как происходит процедура подачи заявки, я прочитала в социальных сетях, подготовила все необходимые документы и расписала бизнес-план. Также проходила несколько курсов от компании «Шелл» в Казахстане и Европейского банка реконструкции и развития в разные годы. С их же помощью автоматизировала бизнес-процессы центра.
– Когда слушаешь, всё очень легко: подала заявку – выиграла, прошла курсы – бизнес вышел на новый уровень…
Возможно, звучит и так, однако за этим в действительности стоят огромные затраты. Я сейчас говорю про время, это наш самый ценный ресурс. Внимательно всё изучить, заполнить, предоставить финансовый учет, расписать бизнес-план – всё это подразумевает усилия и время. Например, буквально недавно я прошла еще один онлайн-курс, который помимо временных затрат на прослушивание лекций, требовал и выполнение домашних заданий. А я ведь еще на седьмом месяце беременности.
– Что это за онлайн-курс?
– «Витамины роста» для социально-ориентированного бизнеса Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей, организованный вышеупомянутыми ЕБРР и компанией «Шелл».
– Оправдал ли этот курс ваши бизнес-ожидания?
– Хочу для начала отметить, что это не курс, который ты можешь купить в любой момент. Он бесплатный и был жесткий отбор. Я очень обрадовалась, что прошла. Нашла ответы на многие вопросы. Что из себя сегодня представляет социальный предприниматель и как он должен вести бизнес – одна из ведущих тем курса.
Я сейчас размышляю. Казалось бы, центр существует не первый год, и все ответы есть. Однако если ты идешь в развитие, создаешь общественный фонд, получаешь медицинскую лицензию, то ответы на эти вопросы должны обновляться.
Что касается одного из ключевых инсайтов, то я серьезно задумалась о создании рабочих мест для инклюзивных групп. Мы видим только одну сторону, но, если смотреть глобально, взрастить топ-менеджмент можно именно из таких людей. До этого момента я никогда об этом не задумывалась.
– Можно сказать, что один из «рецептов» успешного ведения бизнеса – это ваши постоянные обучения, прохождение программ, повышение квалификаций?
Наверное, да. Например, в свое время про инициативы тех же ЕБРР и компании «Шелл» мне рассказала моя подруга, за что я ей очень благодарна. Как говорится, нетворкинг – сила. Ты видишь успешного предпринимателя, у которого выручка выросла в три раза после прохождения того или иного курса, программы. Ведь это готовый, кем-то уже реализованный кейс, и ты, конечно же, захочешь тоже.
Если кто-то только на пути к успеху, необходимо всегда держать включенным свой внутренний «поисковик», слышать, видеть и наблюдать. Например, кто-то может пройти мимо этого интервью, другой же решит попробовать свои силы, как это однажды сделала я. Для начала даже просто загуглит, поинтересуется – это уже первый шаг.
– Спасибо за разговор.