С прицелом на будущее
Если заглянуть в прошлое ТОО «Батыс – Продукт», то можно сделать вывод, что его судьба типична для многих субъектов малого и среднего бизнеса. Когда-то начинали с самого малого, и интересы не распространялись дальше пределов родного города. Годы шли и небольшой цех по выпуску макаронных изделий стал достаточно крупным предприятием, оснащённым современным высокопроизводительным оборудованием. Собственно говоря, это теперь совершенно новое предприятие, сменившее свою прописку, да и вместо прежней продукции – макарон, – производящее кондитерские изделия, и не только их. Наш корреспондент встретился с предпринимателем А.Б. Попковым, который рассказал как о текущих делах «Батыс – Продукта», так и о его планах на будущее.
– Алексей Борисович, Вы начали свой бизнес в трудные девяностые годы. Что подтолкнуло Вас к этому, строителя по профессии?
– Необходимость выживать, кормить свою семью. До этого, окончив Уральский строительный техникум, я трудился в тресте «Уральскпромстрой», потом – заместителем директора завода «Коммунзапчасть» по строительству. Однако впоследствии, в переходный к рыночной экономике период, не стало работы и пришлось кардинально сменить род деятельности. Приобрел кое-что из оборудования, и, образовав крестьянское хозяйство, вместе с несколькими товарищами, с которыми я трудился еще в строительстве, начал выпускать макароны. Забегая несколько вперед, скажу, что мои верные партнеры и сейчас рядом со мной, трудятся на ответственных участках. Макароны тогда были в дефиците, и дело у нас пошло. Да так, что стало тесно в бывшем детсаде «Русь», где мы арендовали часть помещений, и переехали в другое, приобретенное нами в собственность, здание на улице Ружейникова 12/1.
Старое оборудование заменили новым, более производительным, что дало возможность значительно увеличить производство макарон – до двухсот и более тонн в месяц. Я думаю, мы этими макаронами так бы и продолжали заниматься, если бы на Желаевском хлебокомбинате лет девять назад не поставили аналогичную линию, но гораздо больших размеров. Мы практически лишились своего рынка сбыта.
– И тогда, отказавшись от прежней продукции, Вы перешли на «кондитерку»?
– В то время помимо макарон мы уже выпекали хлеб и другие хлебобулочные изделия. На улице Актюбинской у нас была своя пекарня. Но хотелось чего-то большего – и по объему, и по ассортименту производимого. Мы обратили свой взор на печенье, пряники… Эти объекты на улицах Ружейникова и Актюбинской до сих пор работают. Хлеб, батоны, булочки – это для города, а наши кондитерские изделия – всего шестнадцать наименований – хорошо знают уже не только уральцы, но и в соседних и даже в ряде отдаленных областей Казахстана. Более того, мы регулярно осуществляем поставки в Россию: Оренбург, Саратов, Челябинск, Нижний Новгород, Казань.
– В условиях нынешней жесткой конкуренции как удалось выйти на российский рынок? Может быть, поделитесь секретами?
– Секрет один – высокое качество того, что мы делаем. К тому же не сидим сложа руки в ожидании того, что приедет какой-нибудь дяденька и проявит интерес к нашей продукции. Сами, где бы мы ни были, рекламируем и изделия, рассказываем о себе, своих возможностях. Отслеживаем все последние новинки и разработки в технологии пищевых ингредиентов, проводим маркетинговые исследования. Только так, ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет.
– Когда я, направляясь к вам, увидел в промзоне Желаево большое современное желто-зеленое здание, то сначала засомневался: «Сюда ли мне, не ошибся ли я адресом?» И в самом деле, не много ли для кондитерского цеха?
– Здание, в котором сейчас находимся, мы своими силами возвели несколько лет назад, так сказать, с прицелом на вырост. Когда-то, в советские времена, на этом месте находился центр обслуживания «КамАЗов», но когда мы приобрели земельный участок, на нем уже стоял железобетонный каркас. Сносить его не стали. Каркас «нарастили», и в результате получился большой административно-производственный корпус с разными сопутствующими объектами: гаражами, ремонтными мастерскими… Установлены две крупные производственные линии по выпуску вафель и сушек. Оборудование импортное – российское, германское, финское, словенское, – позволившее не только резко нарастить объемы продукции, но и свести к минимуму ручной труд. Механизированы даже процессы подачи в цех сырья. Есть возможность производить больше – нынешние мощности загружены процентов на семьдесят. Летом в жару спрос на продукцию несколько падает, ближе к зиме работы у нас прибавляется. Сезонный фактор, с этим ничего не поделаешь!
Глобальный кризис – это не только опасность, но и новые возможности. Большинство компаний мирового масштаба стали удачными в кризисные периоды развития. Практически все страны, добившиеся успеха за последние полстолетия, начинали буквально с нуля. Да и наш Казахстан родился в кризисную эпоху…
Сегодня многое зависит от нас, начавших наш Великий Казахстанский путь и идею «Мәңгілік Ел». У нас есть стратегии действий на долгосрочную, среднесрочную и ближайшую перспективу.
Сейчас и в любое другое время наша главная антикризисная стратагема тождественна трём простым, но важным понятиям: рост, реформы, развитие…
Из Послания Главы государства народу Казахстана
– Даже мне, неспециалисту, понятно: на новый производственный комплекс потрачены весьма большие финансовые средства. Это все от прибыли, получаемой предприятием?
– Основное производственное здание здесь, в Желаево, мы построили на свои деньги. А вот технологическим оборудованием, автотранспортом, кое-какой оснасткой обзавелись не без помощи государства. Несколько лет назад уже действовала государственная программа «Дорожная карта бизнеса – 2020», и в ее рамках мы получили два банковских кредита на общую сумму в 380 миллионов тенге под шесть процентов годовых. К 2020 году заемные средства должны быть полностью возвращены государству. В настоящее время более половины суммы уже выплачено.
Теперь намного возросла производительность труда. Появилось также около пятидесяти новых рабочих мест. Ну, и само собой разумеется – качество. Оно улучшилось, вся продукция сертифицирована. Ныне мы выпускаем всего более пятидесяти наименований продуктов.
Пользуясь возможностью, вот о чем я хотел бы сказать. Шесть лет – малый срок для заемщика, даже если средства и получены по льготной программе. Ведь для того, чтобы рассчитаться по кредиту с государством, требуется получить отдачу от вложенных в производство средств. А нередко уходит не менее года – полтора только на приобретение, установку и монтаж оборудования, обучение кадров для работы на нем. Я уж не говорю о том, сколько требуется времени для того, чтобы получить солидную отдачу от произведенной модернизации производства. А иначе как выплачивать суммы кредиторам?
– Алексей Борисович, сейчас многие жалуются на кризис, некоторые не выдерживают, бросают бизнес. А Вам он сильно досаждает?
– А что такое кризис? По-моему, он в наших головах. В рыночных условиях выживает сильнейший, это как эволюционный отбор в природе. К примеру, стал Желаевский хлебокомбинат в огромных количествах производить конкурентную нам продукцию, пришлось перестраиваться и браться за другое. А иначе нельзя, в бизнесе свои суровые законы. И это, я считаю, нормально. Кстати, вместе с нами в областном центре в свое время изготовлением макарон занималось еще около десяти субъектов предпринимательства. И почти никто из них не выдержал конкуренции с крупным производителем: кто-то закрылся и, как и мы, перешел на производство других товаров или оказание разных услуг, ну, а некоторые, наверное, совсем закрылись…
– И завершая нашу беседу, не могу не спросить Вас, Алексей Борисович, о планах на будущее?
– Планы у нас такие – работать и еще раз работать. Хотелось бы, конечно, чтобы была стабильность в экономике, в сфере финансов. А то, что порой получается. В минувшем году, когда сильно обесценился российский рубль, мы пережили что-то наподобие катастрофы. Из Российской Федерации широким потоком хлынули к нам товары, продовольственные и промышленные. Наши казахстанские значительно проигрывали в цене, то есть стали попросту неконкурентоспособными. Предприятие у нас тогда практически простаивало в течение полугода. Не было рынка сбыта.
Нам надо также сейчас побыстрее рассчитаться с долгами, и тогда уже будем думать о своем дальнейшем расширении, развитии. У нас есть обширная прилегающая территория, так что, возможно, в будущем рядом с нынешним построим еще один цех.