Рукописи не горят, картины не тонут
В этом году исполнилось сто лет со дня рождения основателя художественной школы Уральска Виктора Адольфовича Гофмана-Котельникова. Из стен этой школы вышли многие талантливые художники, архитекторы, дизайнеры, педагоги. Он и сам был талантливым художником, и сегодня около сорока полотен Виктора Гофмана хранятся в музее «Старый Уральскъ».
Уральску вообще везет на талантливых и хороших людей. Наш город их как будто притягивает и удерживает. Родители Виктора Гофмана – из поволжских немцев, во время войны их переселяли подальше от фронта. Двойная фамилия – по этой же причине. Во избежание репрессий Виктор взял фамилию родственников – Котельников.
Художественная школа в Уральске началась с небольшой изостудии при Уральском Доме пионеров, которую в 1953-м году открыл и которой руководил Виктор Адольфович Котельников. Позже, на базе этой изостудии открылась художественная школа. До этого в Уральске не было ни одного учебного заведения, где могли бы обучаться юные художники.
После окончания филологического факультета Уральского педагогического института имени Пушкина Виктор Котельников поступил на графическое отделение Краснодарского университета: хотел учить уральских детей живописи.
Художественную школу они создавали вместе с Романом Валиевым – другом и соратником Виктора Адольфовича. Он же в 1979-м году стал ее первым директором. Они собрали замечательный педагогический коллектив, в который вошли Георгий Дроздов, Валентина Костенко, Василий Яроцкий и многие другие талантливые художники. В школе изучались рисунок, скульптура, живопись, композиция, история искусств, учащимся давалась возможность познакомиться с различными формами изобразительного искусства.
Первоначально школа занимала старое двухэтажное здание на углу нынешней Пугачевской площади. (Сегодня на этом месте ресторан «Балзия»). За прошедшие годы уральская «художка», как ласково называют ее учащиеся и выпускники, сменила множество мест пребывания. Одно время школе выделили помещение во Дворце культуры завода Ворошилова. Неизменными оставались в школе творческая атмосфера и любовь к детям, в каждом из которых педагоги старались раскрыть талант, воспитать любовь к искусству живописи. Это было заложено Виктором Адольфовичем Гофманом-Котельниковым, другими педагогами.
И многие годы их дело продолжают их ученики, тоже ставшие педагогами. Художественная школа рождает целые династии учителей и художников.
Ольга Константиновна Комарова помнит уроки Виктора Адольфовича и до сих пор хранит свою первую работу по его заданию – осенний лист, нарисованный с натуры. После окончания института Ольга много лет вела уроки живописи и ваяния в художественной школе. Потом эту школу окончила и ее дочь, после чего поступила и успешно окончила Саратовское художественное училище имени Боголюбова.
Известный уральский художник Александр Радзивилов, тоже прошедший школу Гофмана-Котельникова, называет его «педагогом от Бога».
Виктора Адольфовича вспоминают, как очень скромного человека. О том, что он пишет картины, знали немногие. Да и сам он, видимо, как это часто бывает у талантливых людей, не придавал этому особого значения, считая главным в своей жизни – работу с детьми. Картины он писал не ради славы, а для души. И они очень душевные. Но судьба у них непростая.
После смерти Виктора Гофмана его картины разошлись по городу. От гибели их спасла ученица Виктора Адольфовича Ирина Турцова. Собирала их по частным коллекциям, по гаражам и подвалам. Многие полотна были подмочены, находились в ужасном состоянии и нуждались в реставрации.
Чтобы официально передать картины музею, Ирина Турцова разыскала на Украине наследника Виктора Адольфовича, и он согласился передать их в дар музею. Теперь в запасниках музея «Старый Уральскъ» около сорока картин Гофмана-Котельникова. В основном это наши родные пейзажи – Урал, Ханская и Перевалочная рощи, улицы города. Очень реалистичны натюрморты, цветы, букеты. В них ощущается радость жизни, природы, бытия. Буйно цветет на полотне сирень, которая отцвела много лет назад. Сочится алой сладостью давно съеденный спелый арбуз. И женщины, которая прижимает к груди букет, может быть, уже нет на этом свете. Вот уж поистине – жизнь коротка, а искусство вечно.
Картины очень трогательные, душевные, понятные и близкие многим. Особая часть – это дети. Виктор Адольфович любил рисовать своих учеников – веселых, задумчивых, сосредоточенных. Директор музея Геннадий Мухин рассказывает, что однажды эту красногалстучную серию хотели купить посетившие музей американцы. Конечно, им было отказано.
Виктор Адольфович хоть и закончил отделение графики, свои картины писал, в основном, масляными красками. Графические работы посвящены пушкинской теме, а то, что он видел в реальности, изображал на холсте, маслом. Но и среди них есть одна, необычная – на наждачной бумаге. Изображен мальчик-подросток. Естественно, в красном галстуке. Это Олег Кузнецов. Он учился живописи у Виктора Адольфовича и сам стал педагогом: работал в детской художественной школе в Москве. Два года назад Олег Кузнецов пришел в музей «Старый Уральскъ», чтобы вернуться на полвека назад и вспомнить свое пионерское детство и своего учителя.
Первая выставка картин Виктора Гофмана-Котельникова, организованная музеем «Старый Уральскъ», состоялась в 2010-м году, спустя более двух десятков лет после смерти автора. К сожалению, выставить все картины в вековой юбилей художника, музею не позволяет его площадь.
Рукописи не горят. И картины художников тоже.