Реальный расклад
В ходе рабочей поездки в Уральск Асет Исекешев провел рабочее совещание. Руководитель Министерства по инвестициям и развитию РК отметил что сейчас очень важно успешно развернуть две госпрограммы: «Нұрлы жол» и вторую пятилетку индустриализации и своевременно выполнить задачи, поставленные Главой государства.
– В правительстве будут рассматриваться по регионам проблемы всех предприятий, – подчеркнул Асет Исекешев. – Важно сохранить рабочие места, стабильность производства. Но нужно создавать и новые рабочие места, привлекать инвестиции. В основном предприятия ЗКО имеют хорошие планы.
В ходе совещания замакима Марат Каримов доложил министру, что впервые за последние годы статистика внешнеторгового оборота зафиксировала снижение импорта из государств ТС на 9%. Увеличение экспорта в эти же страны составило 29%. Он также рассказал о перспективах развития въездного туризма: развитии зоны отдыха на озере Шалкар и планируемом строительстве пятизвездочного отеля в Уральске.
На совещании руководители МИР РК и облакимата подписали совместный план действий на текущий год. Затем министр выслушал предпринимателей и заводчан, озвучивших свои проблемы, и посетил ряд объектов в Уральске. В частности, ознакомился с работой Западно-Казахстанской машиностроительной компании (ЗКМК). Оригинальный продукт компании – самолет собственного изготовления – ему продемонстрировали сразу же по приземлении в аэропорту.
ЗКМК занимается разработкой и производством высокотехнологичного оборудования для добычи, подготовки, транспортировки нефти и газа, сложных металлоконструкций и прочего. Здесь министру отчитались о введении проекта по ремонту горячей системы газовых турбин. Очередной проект завода вошел во вторую пятилетку индустриального развития страны.
Еще одна надежда уральской индустрии – трансформаторный завод, который в конце прошлого года начал производить трехфазные силовые трансформаторы. Проект получил поддержку в рамках госпрограммы «ДКБ-2020» по субсидированию процентной ставки вознаграждения на сумму кредита 2,6 млрд. тенге, подведено газоснабжение на 17,3 млн.тенге.
Потенциальные потребители трансформаторов – крупные компании нефтегазовой отрасли, предприятия энергетического комплекса и железной дороги. В перспективе завод намерен экспортировать большую часть своей продукции в страны СНГ.
Поэтапно решаются основные проблемы транспорта. Одна из них – ремонт аэропорта Уральска.
– В ноябре 2014 года был закончен первый этап реконструкции ВПП, – рассказал заместитель председателя комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев. – Второй этап планируется завершить в октябре-ноябре 2015 года. Это позволит принимать среднефюзеляжные самолеты без ограничений по взлетной массе, что в дальнейшем даст возможность открыть международные сообщения в Уральском аэропорту.
Самолеты «Эйр Астаны» уже регулярно летают из Уральска в Алматы. В дальнейшем при оптимистичном раскладе здесь планируют открыть рейсы на Астану, Москву, Санкт-Петербург и Амстердам. Но переход в самолет по комфортному проходу – рукавам – от терминала до самолета владельцы аэропорта обеспечить не могут. Говорят, мешает старая планировка. Аким области настоятельно попросил найти техническое решение этого вопроса, имеющего особую важность при открытии международных рейсов.
Также Асет Исекешев ознакомился с планами по реконструкции автодорог в ЗКО. На текущий год объем финансирования составляет 6,3 млрд. тенге. Планируется реконструкция дороги Уральск – Каменка – граница РФ, капитальный ремонт дорог Чапаево – Жалпактал – Казталовка, Казталовка – Жанибек – граница РФ, а также средний ремонт участка Уральск – Теплое – граница РФ. В прошлом году в области было реконструировано и отремонтировано 130 км автодорог республиканского и местного значения.
– За два года акимат сделал большую работу. Будем рассматривать еще несколько проектов по реконструкции и строительству дорог, которые дадут новые рабочие места, – отметил Асет Исекешев.
КСТАТИ
• За 2010-2014 годы на ремонт дорог в ЗКО было выделено 24 миллиарда тенге.
• В ЗКО по итогам первой пятилетки объем валового продукта с 1 трлн. тенге в 2010-м году вырос до 1 трлн. 850 млрд. тенге.
• Внешнеторговый оборот составил 10 млрд. долларов США. Основной объем приходится на углеводородное сырье Карачаганакского проекта.
• Внешнеторговый оборот со странами Таможенного союза составил 700 миллионов долларов США. За последние годы в области увеличили экспорт на 29% и уменьшили импорт на 9%.
• По Карте индустриализации реализуется 38 проектов на сумму 303,3 млрд. тенге. Из 32-х введенных в эксплуатацию 22 проекта вышли на проектную мощность более 70%, 2 – на мощность более 50%.
• В текущем году планируется ввод 5 крупных проектов: мебельной фабрики, комплекса по переработке мяса ягнят (1400 голов в сутки). А также производство топлива класса «Евро-5», нефтеперерабатывающий завод частной компании, газотурбинная электростанция.
В 2014 году в ЗКО была завершена реконструкция последнего участка дороги республиканского значения Самара – Шымкент.
– Получается, теперь у автомобилистов появился коридор «Западная Европа – Западный Китай», – сообщил заместитель председателя комитета автомобильных дорог Сайранбек Бармаков.
Но развитию этого коридора мешает маленький проблемный участок. Министра попросили решить на межгосударственном уровне вопрос ремонта нейтральной полосы на дороге Уральск – Самара. Километр трассы между границами двух государств находится в ужасающем состоянии. Легковые авто с трудом объезжают глубокие колдобины, а большегрузы зачастую заваливаются в кювет.
– Мы договорились с министром транспорта РФ Максимом Соколовым об участии казахстанцев на собрании министров транспорта регионов, располагающихся вдоль трассы «Западная Европа – Западный Китай». Включим ваших представителей в казахстанскую делегацию, – предложил министр.
Еще одна проблемная дорога Уральск – Каменка (направление на Саратов).
– Будет ремонтироваться этот участок протяженностью 100 километров, выделено 3 миллиарда тенге, – сообщил Сайранбек Бармаков. – Работа будет начата в текущем году.
В 2015 году планируется охватить всеми видами дорожно-ремонтных работ порядка 234 км автодорог республиканского и местного значения. К этой работе будут привлечены 13 тысяч человек.
Завершился официальный визит министра посещением аквакультурного комплекса Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана. Здесь приступили к следующему этапу развития промышленного производства икры осетровых.