Пусть говорят картины
От пейзажей Аркадия Сайгакова исходит какое-то свечение, излучается теплота, словно сама природа радуется, что ее запечатлели на холсте, подарив вторую жизнь. Летом сквозь густые кроны деревьев пробивается солнце, даря лучи света и надежды, осень очаровывает золотисто-багряными цветами. Снежные сугробы кажутся мягкими и пушистыми, словно земля укуталась кипенно-искристым покрывалом. Весенние ручейки звенят на все лады…
– Аркадий, что Вас чаще всего вдохновляет?
– Красота, и чаще всего – природы. Прекрасные человеческие отношения, и то, за что зацепился взгляд на мгновение, оставив отпечаток в памяти.
Честно говоря, я задавал себе вопрос: «Зачем мне это?» И пришел к тому, что нравится нести красоту и доброту людям. Картины находят отклик в их сердцах, и я, вроде как, не могу и не хочу лишать их приятных минут созерцания. На недавно прошедшей персональной выставке, одна зрелая женщина сказала: «Твоими картинами можно лечиться», а кто-то говорит – медитировать на покой, умиротворение, гармонию.
Если у них такое восприятие моих работ, значит, не зря пишу. Главное, что работы – авторские, не копирую их с интернета или с полотен именитых художников. Уральцы могут увидеть известные места в городе, например, сквер рядом с остановкой «Ахмедияр батыра», в городском парке отдыха: живописные аллеи, мост через Чаган, излучину реки и так далее.
Личности вдохновляют. Высоцкий, например. Это вообще отдельная огромная тема. В январе этого года поэту, барду, актеру исполнилось бы 81. Столько лет прошло, а его произведения еще более актуальны, чем раньше. Картина о нем родилась в одночасье. Вообще-то я начал над ней работать несколько лет назад. Но написать просто портрет Высоцкого – ничего не сказать. Захотелось в одной работе показать его многогранность. Он в разных ролях в театре и кино: Гамлета, Дон Гуана, Глеба Жеглова, напомнил его песни «Охоту на волков», «Порвали парус», любимую всеми «Скалолазку» и так далее.
– В Вашей коллекции картин в основном пейзажи?
– Некоторые написаны на основе сновидений, в природе их не существует. Проснулся и… Из этой серии «День Победы или убить дракона», которую написал к 70-летию Великой Победы над фашизмом. Дракон олицетворяет невидимые, иной раз не осознаваемые людские пороки: жадность, подлость, всякую мерзость. Отрубаешь голову дракону, а у него вырастает новая.
Или «Бабочки» – пара белоснежных, легкокрылых, порхающих над поляной, они тоже привиделись во сне. Когда идеи приходят из воображения или по наитию, то пишу быстро, на одном дыхании.
Вновь невольно вспоминаю Высоцкого. Его жена Марина Влади рассказывала один эпизод из их жизни. Владимир Семенович лежал на кровати, и у него забилось сердце, часто и громко, она забеспокоилась, не случился бы инфаркт. Вдруг он резко вскочил, быстро подошел к столу, и… записал новые стихи, будущую песню.
– Почему живопись, ведь у Вас техническое образование?
– Учился в политехническом институте в Самаре на факультете автоматики и измерительной техники. Работал по специальности, инженером КИП, имею несколько изобретений в пусконаладочном оборудовании. Но, к сожалению, в СССР и СНГ пробить разработки очень сложно.
Родился и вырос в Уральске. В свое время получил студийное образование при художественно-графическом факультете Уральского педагогического института имени Пушкина. Я вообще человек увлекающийся, учась в школе, занимался моделированием. Потом попросил у друга гитару на месяц, научился играть и организовал вокально-инструментальный ансамбль. ВИА был и в институте, писали свои песни, ездили выступать. Если берусь за что-то, стараюсь найти что-то особенное. Даже на производстве всегда присутствовал творческий момент.
Десять лет назад окончил Самарскую гуманитарную академию. А писать начал… Многое зависит от учителей, я благодарен преподавателям худграфа за поддержку, они открыли мне глаза, сказав, что у меня «есть чувство цвета». А еще раньше, в школе № 23, на меня оказала влияние замечательный учитель Людмила Васильевна Втюрина, художник, литератор, заметив мои работы на уроках рисования. Сколько себя помню, занимался оформительством со школьной скамьи.
– Пишете в какой-то особой технике?
– Да, своя техника или почерк и инструменты. Кто-то из художников, возможно, догадывается о ней, кто-то не задумывается. Но открывать ее пока не хочу. Думаю, впоследствии поделюсь ею со способными учениками, может быть, возьму группу начинающих.
В процессе подготовки использую и личные наблюдения, и зарисовки с натуры, и фотоаппарат. Но ни одна фотография или компьютерная графика не раскроет полностью всей картины, не даст тех потрясающих ощущений, которые получаешь от работы, написанной от души.
Мне важно поймать момент, оттенки в каком-то времени суток, интересны цвет, свет и так далее. Кому-то это может показаться обременительным, но я не ищу легких путей, – улыбается художник. – Иногда музыка дает импульс, все имеет место в творчестве. Можно творить вдохновенно, а можно и… через силу.
Работаю в жанре реализма, придерживаясь школы русских художников Шишкина, Саврасова, Брюллова, Сурикова, Репина, Маковского.
– Живопись дает Вам ощущение полноты жизни?
– В какой-то мере. Для кого-то счастье – это деньги, для другого – власть, для третьего – женщины, для меня – созидание, у каждого свои понятия. Если человек считает себя абсолютно счастливым, то, по-моему, уже не стоит и жить, поскольку он всего достиг и не к чему стремиться. Думаю, это заблуждение, всегда есть куда тянуться, расти.
Репину предлагали возглавить кафедру ИЗО в Петербурге. Он сказал, что балаболов и так много, и лучше он будет писать картины, которые научат больше, чем слова. Я разделяю его мнение и в том, что можно получить университетское образование, но главное – самообразование, выставки, изучение произведений искусства, итальянской, испанской живописи – разных школ. И – работать, работать каждый день, пусть картины говорят.
Все они – мои личные заметки, связанные с реальной жизнью. Кто-то сочиняет стихи, пишет прозу, я – запечатлеваю в живописи. И каждая картина – событие, история, которыми я делюсь с миром. Например, «Последние листья». Стояли тихие осенние дни, природа медленно увядала, а 15 ноября выпал снег, и листья с деревьев осыпались, оставив кое-где одинокие листочки, раскачиваемые ветром… Приходят ассоциации с человеческим одиночеством, обрывками фраз, мыслей, воспоминаний, в каждой картине своя философия.