Притяженье семьи
Ничто не заменит человеку семью, и в доме не будет порядка, если жена не подчиняется мужу, уверена мать троих сыновей, бабушка 14 внуков, педагог, общественный деятель Асиля Утебаевна Сабыргалиева.
Она удивительный человек – добрый, отзывчивый, внимательный к чужой боли, что в наше время, согласитесь, большая редкость. За это ее уважают и родственники, и друзья, и бывшие коллеги. Много лет Асиля Утебаевна проработала воспитателем в детском саду, затем стала заведующей. Поэтому она как никто другой знает: ребенку нужно объяснять, что значит семья, с малых лет.
Ее правила стары как мир и очень просты. «Сила женщины – в слабости, мужчины – в умении брать ответственность на себя», – говорит она.
Со своим мужем прожила больше 40 лет, серьезному отношению к браку ее научила бабушка Мансия, простая женщина, на чью долю выпали нелегкие испытания.
– Никаких нравоучений, тренингов, как это модно сейчас говорить, – улыбается Асиля Утебаевна. – Перед тем как муж забрал меня к себе, мы тогда только что поженились, бабушка вышла нас провожать. Помню, в ее глазах застыли слезы, ведь у нее забирали самое дорогое, она сильно меня любила, я была самой старшей внучкой. Поцеловала и сказала: «Будь счастлива, и домой не возвращайся. Не позорь отца». По молодости бывало разное, иногда ругались – без этого в семье никак. Но уходить из дома никогда не думала, в самое сердце запали слова бабушки. К сожалению, молодое поколение родителей своим дочерям говорит совсем другое: «Не переживай, уходи, мы тебя в обиду не дадим». И это вместо того, чтобы помочь сохранить очаг созданной пары. В итоге молодая женщина остается без мужа, ребенок без отца. А мужчина вступает в гражданский брак, который по сути является сожительством. Это путь к утрате молодёжью истинных семейных ценностей. Люди думают, что, сожительствуя, они приобретают семейный опыт. Это не так. Ведь никто никому ничем не обязан. Знаете, как пассажиры в купе: сели, доехали, вышли. А те, кто говорят, что штамп в паспорте ничего не значит, конечно, лукавят. Семья – это другое, это великая ценность.
Асиля Утебаевна, как и положено хорошей хозяйке, встречает гостей у порога, затем хлопочет на кухне и не принимает никакие уговоры «не беспокоиться». С той же теплой улыбкой объясняет почему: за чашкой чая любой разговор душевнее. И добавляет, что в старину знали: раз зашел в дом человек, его нужно посадить за дастархан, дать ему горячий чай и любой разговор, с чем бы гость ни пожаловал, станет теплее.
Уже наливая чай, она с нескрываемой нежностью вспоминает свою бабушку и родителей, свекровь, с которой прожила 35 лет. Она сама родом из Бокейординского района. Места, как говорит, сакрального, обладающего великой силой, именно оттуда многие известные в Казахстане общественные и культурные деятели, там же берет начало государственность страны.
– Моя бабушка Мансия была великой женщиной. Сила ее духа и характера сказывалась и внешне – высокая, статная, властная, так что настаивать на чем-то рядом с ней никто не решался. В нашей семье она была главным человеком, последнее слово всегда оставалось за ней. Мой отец, ее сын, и моя мать даже не пытались оспаривать это право. Многие жители поселка приходили к ней за мудрым советом, и она никому не отказывала. Так было до конца ее дней. Воспитанием нашим занималась она, поскольку мама с утра до вечера пропадала в школе, она была учителем, окончив педагогическое училище в Алматы. Отец на старом «газоне» развозил продукты по аулам.
Вечерами внуки удобно устраивались рядом с бабушкой, которая пряла или вязала, а между делом рассказывала нам разные истории, в том числе из своей жизни. И было в этом такое спокойствие, такое физическое ощущение счастья, что мне кажется, я чувствую его до сих пор. Прожив жизнь, я убедилась: именно старики должны воспитывать молодежь, так как они более мудрые, сдержанные. Но сегодня от них стараются избавиться, и это, конечно, неправильно. Причины понятны, тот же квартирный вопрос, но раньше ведь под одним шаныраком уживались несколько семей и не чувствовали себя обделенными. Наоборот, были дружны, вместе решали проблемы, так было легче.
Бабушка и дед, которого я не видела никогда, потомки богатого и знатного рода. Во время революции их раскулачили, у семьи отобрали все – скот, лошадей, драгоценности, деньги, многих арестовали и отправили в ссылку. Наши вместе с детьми, среди которых был и мой отец, под покровом ночи выехали на верблюде до какой-то железнодорожной станции. С собой взяли только теплую одежду, немного продуктов и спрятанные драгоценности, которые не смогла найти новая власть. Хотя все знали, утаить от нее что-то было практически невозможно, находили везде.
На станции Сайхин сели в первый попавшийся поезд, это был товарный состав. Добрались до Ростова-на-Дону, нашли отдаленный хутор и там пустили свои корни. Были вместе с ними и другие семьи родственников. Казалось, можно было забыть о родине, радоваться плодородной земле, которая гостеприимно приютила их. Но бабушка через несколько лет решает вернуться. К тому времени она уже похоронила мужа. Ехала на свой страх и риск, в надежде на то, что вдову с детьми власти не тронут. А нам объясняла, что больше чем свою семью, нужно ценить родную землю.
Она была великой рукодельницей, ее руки умели абсолютно все, и работы она не боялась. Сама воспитала своих детей и поставила их на ноги. Даже находясь в преклонном возрасте, имея проблемы со здоровьем, она не сидела без дела. Я помню, в нашем доме собирались женщины, валяли кииз. Мы помогали, красили шерсть. А после этого угощала всех чаем. Вы не поверите, но она играла на саратовской гармошке, которая звонко «подпевала» женщинам. Откуда она у нее и кто научил ее играть, я не знаю, наверное, это было в Ростове.
Нас в семье было пятеро девчонок и младший брат. Воспитывали в строгости, мы выполняли всю работу по дому, занимались рукоделием. Мы не бегали по подружкам, у нас не было лишнего времени погулять. Она не любила, если кто-то из нас начинал отпрашиваться, чтобы куда-то пойти. В этом я тоже вижу житейскую мудрость, которой так не хватает молодому поколению. Современные родители не интересуются, чем живут дети, как проводят свое время. Бывает, вспоминают о детях, но слишком поздно, они уже успели по своей глупости что-то натворить. Все в нашей семье получили образование, на этом настаивала и бабушка, и родители. Я педагог, сестра Гульнара окончила архитектурный вуз, Балзия – историк, она вошла в энциклопедию лучших людей Казахстана, Бахытканым предприниматель, за плечами СХИ, у Тамары – медицинский институт, брат Сунгали поступал в авиационное училище, но не окончил.
Асиля Утебаевна и ее супруг воспитывают внуков. Она рассказывает им то, что когда-то слышала от своей бабушки: сила человека в семье и радость должна быть в ней же. Занимается общественной деятельностью, она медиатор, совсем недавно получила награду за лучший медиативный кабинет. Мечтает создать уголок для молодой семьи.
– В Подстепном прожила немного, приехала помочь детям из Жанибекского района, там родина моего мужа. Но Подстепное полюбила всей душой, людей, которые здесь живут. Благодарна Зауреш Ахметовне Шатиковой, женщине, чья активная жизненная позиция заряжает других, занялась работой с молодежью. Справедливости ради надо сказать, что по принципу «моя семья меня бережет» живут не только казахи. Большие кланы есть у других народов.