Под знаком Кастеева

10 октября 2024
0
965

Городской творческий симпозиум в честь 120-летнего юбилея великого казахского живописца Абылхана Кастеева состоялся. К нему готовились с начала года. Организовал мероприятие выставочный зал.

Как рассказал директор зала Ахмет Гиниятов, подобный формат провели впервые, он ставит перед собой несколько целей и задач – поддержка и популяризация профессионального изобразительного искусства, пропаганда историко-культурного наследия, обмен опытом среди художников, укрепление сотрудничества между выставочным залом и художниками города. Также симпозиум позволит укомплектовать фонды выставочного зала. Участие в творческом мероприятии приняли 12 мастеров, членов Союза художников.

Разные техники, разные направления. Все материалы, включая холсты и краски, предоставил участникам выставочный зал. Художники разместились на небольшой площадке перед выставочным залом, и все, кто желал понаблюдать за работой, могли подходить.

– Художники создают свои произведения бок о бок друг с другом, общаются между собой, обмениваются опытом, делятся идеями, которые, возможно, выльются в новые совместные проекты, – говорит Ахмет Гиниятов.

Среди целей и задач симпозиума – поддержка и популяризация профессионального изобразительного искусства через историю страны и города. Строгими рамками мастеров не ограничивали, как и стилями исполнения картин. Возможно, кто-то вспомнил прошлое, а кто-то – покажет Уральск будущего. До конца года обязательно будет организована выставка из этих картин.

В выставке участвовали и две молодые художницы, которые еще только в начале своего творческого пути. Айнура Бекниязова, студентка магистратуры ЗГУ им. Утемисова, также приглашена на симпозиум. Девушка говорит, что она очень волнуется. Работать рядом с мэтрами очень ответственно. Картина ее еще не завершена, но название уже придумано – «Петух с яйцами».

– Мир перевернулся с ног на голову, – говорит Айнура. – Мужчины все более женоподобные, женщины мужественные – явление нашего времени. Именно это я и хотела показать в своей картине. Сама природа, кажется, не понимает, что со всеми нами происходит.

Асылым Булатова тоже молодая художница. Она преподает в музыкальном колледже им. Курмангазы. Также очень рада, что может быть рядом с настоящими мастерами и проникнуться необычной атмосферой. В своей философской работе молодая художница также передает всю сложность современности.

Люди, которые с рождения наделены способностью переносить свое восприятие мира на бумагу, уникальны. Художники относятся к той категории людей, которые живут в своем мире, построенном из фантазий, грез, эмоций и ощущений. Каждый из них сам выбирает средство, способное в полной мере соответствовать представлениям об идеальном рисунке и отражать внутреннее состояние человека. Для одних это краски и мольберт, для других белоснежный лист бумаги и карандаш.

Художник-график Бекжан Жумабаев, выбравший для себя путь четких линий, образного мышления и изменчивого пространства, как никто другой знает, насколько разнообразным и многословным может быть черно-белый язык графики. И если традиционная живопись требует от автора подчинения сложившимся канонам, то графика отпускает фантазию художника на волю, ограничивая свободу лишь пределами белого листа.

Его работы пластичны и поэтичны, наполнены гармонией и глубоким смыслом. Отражающие светлую печаль и передающие нескрытую ностальгию, они словно останавливают, просят задуматься, обернуться назад, ведь где-то там, позади оставлено незаслуженно забыто что-то особенно дорогое. В этот раз Бекжан, как и все, пишет красками. Тема – любовь к родному дому, к родине, к казахским просторам.

История народа, его судьба, простая и вместе с тем сложная – это то, что в большей степени волнует автора.

Нужно, считает он, беречь все то, что было впитано с молоком матери. Необходимо научиться ценить духовное богатство, переданное в наследство нашими предками.

– Любовь к своему народу заложена в каждом из нас и стереть генетическую память невозможно. Это она навевает образы давно забытой эпохи, – говорит он.

Художник Женисбек Утешев окончил ЗКГУ, художественно-графический факультет. Несколько лет преподавал. Затем стал рисовать этюды, и только после этого взялся за более серьезную работу.

– Ни один художник не возьмет в руки кисть и не сядет за мольберт, если ему нечего сказать, – говорит автор.

Он не только в точности переносит на картину все то, что когда-то видел сам, но прекрасно передает свои внутренние ощущения и атмосферу того времени.

– Сегодня нам предоставили уникальную возможность, очень интересный формат. Люди подходят, наблюдают, спрашивают. Лично меня это не отвлекает, я готов к общению, – говорит художник.

Работы Бахыткали Уразова сложные и не каждому понятны, но они говорят о многом. В них легко разглядеть не только идею автора, но и его почерк, своеобразный стиль. В 2021 году он участвовал в выставке в Алматы, в музее Кастеева, посвященной 30-летию Независимости Казахстана, затем в Нур-Султане. Тогда же Бахыткали оставил в дар национальному музею несколько своих работ.

Также его картины представлены в национальном краеведческом музее, в музее Первого Президента РК, в музее Актау, а также за границей. Он работал на Кипре, куда его пригласили.

– Я с удовольствием принял предложение. Конечно, некоторые ограничения все же есть, например, работаем только теми красками, которые нам выделили. Но идеи, несмотря на это, есть, работаем, – говорит мастер.

Член Союза художников СССР, председатель Союза художников ЗКО, обладатель Золотой медали Академии художеств Республики Казахстан Каир Оразгалиев тоже принимает участие в коллективной работе. Он инициирует, а тем более поддерживает любую идею, если это хоть как-то сближает простой народ и искусство.

Сатыбалды Кульбеков – мэтр. За полвека он создал сотни работ, темы разные, но особое внимание художник всегда уделял природе. Творчество Сатыбалды Кульбекова отличается яркой индивидуальностью и известно не только в Казахстане, но и за его пределами. Художественные произведения очень трудно перепутать с чьими-то другими. У них свой неповторимый стиль. И в этом можно еще раз убедиться. Он тоже участник симпозиума.

120-летний юбилей Абылхана Кастеева – значимое событие. Казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства. Он родился в 1904 году в селе Чижин Талдыкурганской области, в семье очень бедного чабана. Его отец рано умер, и Абылхан должен был помогать семье. Потому пошел работать чабаном у местного бая, а затем стал чернорабочим на стройке Турксиб.

Однажды во время отдыха он нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, Абылхана Кастеева решили отослать на учебу в Алма-Ату. Провели комиссию, и кто-то даже засомневался в его происхождении, подозревали, что он может быть родом из байской семьи. Но через некоторое время пришло подтверждение, что Абылхан Кастеев рожден в семье бедняка. И он смог продолжить обучение.

Благодаря своему упорству, он сумел оставить свой значимый след в искусстве и заложил основу для будущих поколений.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top