Почему молчит?

12 октября 2023
0
5131

Последнее время среди детей участились случаи задержки речевого, психологического развития, аутизм. По словам логопедов, одной из причин является недостаточное внимание к ребенку. Очевидно, что постоянное проведение времени с гаджетом в руках и перед телевизором имеет свои последствия.

Мама Самата, миловидная задумчивая женщина, вспоминает: «В 2 года мы считали, что Самат просто подвижный ребенок. В 3 года соседка успокаивала меня: что мальчик заговорит позже. Когда ему исполнилось 4, я стала бить тревогу, что мой сын не разговаривает, как его сверстники. Мы пошли к неврологу, целый год старательно пили ноотропы, которые нам назначили, выполняли все рекомендации, но эффекта я не увидела».

В 5 лет ребенка направили к психиатру и диагноз – задержка психо-речевого развития – прозвучал для родителей как гром среди ясного неба!

– Родительская любовь слепа. Я слишком долго закрывала глаза на проблему. Сначала надеялась, что ребенок пойдет в садик и разговорится. Потом рассчитывала, что логопед в садике научит ребенка говорить. Только в 5 лет мне объяснили, что он не говорит, потому что у него проблемы с нервной системой.

Как говорят специалисты, исправить ситуацию даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка психоречевого развития, можно. Но для этого важно лечить его комплексно.

В реабилитационном центре «Balausa» для восстановления речи применяют специальные техники, которые позволяют улучшать работу зон мозга, отвечающих за понимание речи, дикцию, словарный запас и желание вступать в речевой контакт. В месяц здесь получают необходимые процедуры от 70 до 100 детей.

Айнагуль Салыковна, логопед-дефектолог, рассказывает: «Бесплатную реабилитацию центр оказывает в рамках обязательного медицинского страхования (ОСМС) по направлениям из поликлиник. Также в центре можно получить комплексную реабилитацию на платной основе. Медицинский реабилитационный центр «Balausa» оказывает высококвалифицированную помощь детям по профилю неврология, ортопедия и травматология. К нам обращаются родители детей со сложными диагнозами, такими как детский церебральный паралич (ДЦП), дети с последствиями перинатальной патологии центральной нервной системы, тонусными нарушениями и синдромом двигательных нарушений. Но большая часть – все-таки дети с нарушениями речевого или психоречевого развития, то есть ребенок не разговаривает или плохо разговаривает, причины разные. Я работаю в этой сфере много и из своего опыта знаю, что еще 10 лет назад такой проблемы не было. Сейчас диагнозы детей сложные, так что каждому ребенку необходимо уделять много внимания, как со стороны специалистов, так и со стороны самих родителей. Однако многие мамы считают важным накормить детей, купить им красивую одежду, на этом все. Чтобы не мешал, дают телефон или включают телевизор. Естественно, что у ребенка со временем возникают проблемы со слухом и со зрением.

В реабилитационном центре работают высококвалифицированные специалисты: ортопед-травматолог, невропатолог, логопед-дефектолог, психолог и реабилитолог. А также есть кабинеты лечебной физкультуры (ЛФК), массажа и физиотерапии. Реабилитация наиболее эффективна, когда она проводится комплексно. Преимущество центра в том, что здесь четко отработанная система.

– Если к нам приходит ребенок с диагнозом, то после общего анализа мы проводим комплексное лечение. В поликлиниках, при всем желании, нет такой возможности – оказывать все процедуры в совокупности. У нас, если маленький пациент получил электрофорез, после этого сразу же назначают парафиновое лечение, затем он получает массаж, далее с ним проводят лечебную физкультуру, при необходимости гидротерапию в бассейне, – говорят специалисты.

Бабушка Калима Нурыш не первый месяц приводит своего внука в центр. Она довольна: изменения в лучшую сторону есть. До этого ей приходилось внука возить на реабилитацию в Астану и Алматы, теперь он проходит лечение в Уральске. Это легче для самого ребенка, к тому же не приходится тратиться на поездку. Стоит отметить, что в медцентре индивидуальный подход к каждому пациенту.

– В других центрах, когда ребенок пропускает один сеанс той или иной терапии, то, как правило, это время никто не возмещает. У нас в центре, если ребенок не посетил врача по предварительной записи, пропустил прием по уважительной причине, ничего страшного, можно перенести на другое время, но нужно стараться не прерывать комплексное лечение, родители должны понимать, что это все делается для ребенка, чтобы ему было легче восстановиться, – говорит Айнагуль Салыковна. Кроме того, в центре есть соляная шахта для проведения галотерапии и бассейн для гидротерапии.

Галотерапия широко используется в современной медицинской практике для профилактики и лечения болезней дыхательной системы. Это естественное очищение дыхательных путей от болезнетворных микроорганизмов и пыли, восстановление функции легких, насыщение крови кислородом, укрепление иммунитета.

С помощью гидротерапии можно снять напряжение в мышцах, стимулировать иммунную систему, улучшить функции внутренних органов и улучшить кровоснабжение.

– Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.

Когда малыш начинает познавать окружающий вещественный мир, только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление, – говорит логопед. – Чтобы избежать серьезных проблем, родители должны обращать внимание на задержку речевого развития.

Прислушиваться к звукам, которые он издает. С 7-8 месяцев давать играть погремушкой, с одного года усиленно работать с моторикой рук. Здесь нет ничего сверхъестественного, просто нужно элементарное внимание. Каждый день по пять-десять минут занятий, показывать свою любовь и разговаривать с ним. Самое главное, исключить использование смартфонов и телевизоров.

Ребенок в возрасте до одного года должен произносить 5-10 слов, до двух лет – 200-300 слов, а в три года обладать способностью произносить сложные предложения. Если в речи возникают какие-либо трудности, необходимо сразу обратиться к специалисту.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top