Очаровательные дураки
Русский театр драмы по традиции открыл сезон спектаклем по пьесе драматурга, чье имя он носит – «Бесприданницей» Островского. А потом состоялась премьера спектакля «Лев и заклятие» – по мотивам пьесы американского драматурга Саймона «Дураки» в постановке главного режиссера театра Оксаны Малуша.
«Совершенно дурацкая история», значится в афише. История действительно «дурацкая», абсурдная, забавная, немного грустная, невероятная, но с глубоким подтекстом.
Зрители вместе с новым учителем Львом Гурычем Семипядьевым (имена действующих лиц пьесы Саймона изменены) попадают в забытую Богом глухую деревню Кукуевка. Очень подходящее название для деревни, все жители которой немного ку-ку. Ну, в смысле не совсем дружат со своей «кукушкой», то есть с головой. То есть, совсем не дружат. Они не помнят, как их зовут, сколько им лет, который день и час, не умеют читать, не хотят учиться, несут всякую чушь, совершают непонятные поступки.
При этом они без стеснения и даже с некоторой гордостью признают себя дураками и чувствуют себя в этом состоянии неплохо. И так они живут двести или триста лет – с того времени, как на них было наложено страшное заклятие: все жители деревни рождаются и умирают дураками. (Ну, это не только в Кукуевке, недаром, есть поговорка: дураком родился – дураком умрешь). Но у кукуевцев есть шанс избавиться от проклятия: нужно выдать замуж Софью Заумнецкую (актрисы Анастаия Котельникова и Регина Землянушина) за потомка графа, из-за которого, собственно, и было наложено проклятие. И жених, вроде, есть соответствующий – граф Дуракула (актеры Насими Мамедов и Иван Кочубей). И предложение ей он делает дважды каждый день. Но ни Софья, ни кукуевцы, ни сам граф не хотят, чтобы Софья выходила за него замуж. Они, хоть и дураки, но понимают, что женитьбой без любви заклятие не снимешь.
А тут появляется учитель Лев Гурыч (актер Юрий Недопекин). И первый встреченный им житель деревни ошарашивает его вопросом: «Вы не видели моих овец? Если увидите, передайте, что я их ищу». Очаровательных нелогизмов и игры слов в спектакле много, и это вызывает смех. «Вы схватите простуду». – «Я еще не научилась хватать». «Слова могут упасть на голову». – «Хорошо, что я наверху».
Кукуевцы милые, безобидные, но беспросветные, учить их бесполезно. А главное, что наложенное на них заклятие может пасть и на учителя. И сначала он пытается бежать из заколдованной деревни, но, увидев Софью, сразу в нее влюбляется и остается – чтобы снять заклятие и с нее, и со всей деревни. Таков сюжет притчи.
Но кукуевцы хоть и несут всякую чушь, не такие уж и дураки. Или притворяются. Их озадачивает вопрос: «В чем смысл человеческого существования»? А Софье неслучайно в спектакле дана фамилия Заумнецкой. Она очень точно определила, что такое мечта: «Это когда не сбывается то, чего ты хочешь». И про свою мечту сказала, прям, как чеховская «чайка»: «Я бы хотела стать птицей… и парить над лесами и реками… и встречать разных людей… и увидеть весь мир… и все узнать. Только я ничего не узнаю, потому что должна всегда жить здесь».
Сценография спектакля, как всегда лаконична и выразительна: на заднем плане покосившиеся домишки, петушок на гребне, кресты вдалеке. А на переднем плане колья, на которых сушатся кастрюли разного размера. Эти кастрюли не просто создают на сцене деревенский колорит, они играют в спектакле большую смысловую нагрузку, потому что жители деревни надевают их на свои головы, как бы отрешаясь от внешнего мира и оставаясь в собственном, кукуевском, мирке.
Вообще, в спектакле много режиссерских находок, которые, на мой взгляд, не просто подчеркивают абсурдность происходящего, но имеют глубинный смысл. Пластинка с ритмичным текстом, напоминающим заклинания гипнотизера, которую «заедает» и под которую жители деревни начинают двигаться, как зомби, шаркающим шагом друг за другом. Еще один кукуевский ритуал – оркестр. Он начинает с музыкальной фразы, очень напоминающей какой-то гимн, который превращается в хаотичную какофонию, и заканчивающий свое выступление натужным трубным звуком в конце. Туман, в котором блуждают и «плавают» деревенские жители – кто в виде рыбы, кто сам по себе, ну а красавица Софья в облике русалки. И дурацкие приседания «ку», как в фильме-антиутопии «Кин-дза-дза». И кастрюли на голове. Все эти фантасмагории, как мне кажется, имеет особый смысл.
С кастрюлями на голове выходили на украинский Майдан в 2014-м году. Их потом «кастрюлеголовыми» и называли. Появилось даже такое выражение: «Кастрюлю с головы сними», то есть, очнись от морока, вернись в нормальное состояние. Но от кастрюль все отскакивает. Зомбированная маршировка на сцене деревенских дурачков напоминает майдановские скачки с речевкой: «Кто не скачет, тот москаль», «Москаляку на гиляку» и прочее.
Замена понятий, да и многое другое, похоже на антиутопию Оруэлла. Мир – это война. Правда – это ложь. Свобода – это рабство. Ученье – тьма. А цветы у деревенской цветочницы Розы – это треска. Или белорыбицы. «Какая разница»? – произносит Юлия Ким, она бесподобна в этой роли, как и в любой другой.
Действительно, какая разница, если все перевернуто с ног на голову?
И болезнь эта заразна. Даже Лев Гурыч – семи пядей во лбу – и тот, попав под влияние Кукуевки, чуть было не начал блеять бараном. И зрителей предупредил: «Подумайте. Вы тоже находитесь в пределах Кукуевки».
Зрителям в этих «пределах», как и кукуевцам, было хорошо – весело, смешно, они смеялись и с удовольствием хлопали в такт ритмичной музыке и заразительным танцам.
Может быть, я неправа. Может, это только легкая, незамысловатая, ироничная комедийная притча, и нет в ней никаких намеков, подтекста и – как это называется у режиссеров – сверхзадачи? Просто смешная добрая сказка о всепобеждающей силе любви, снимающей любые заклятия, что, конечно, тоже верно. Возможность дурачиться, плясать, скоморошничать. В любом случае – прекрасный спектакль. Все очень слаженно, гармонично: музыка, танцы, игра актеров, спецэффекты – туман, дождь, который, все смывает. Кажется, что актерам самим доставляет удовольствие дурачиться на сцене и дурачить зрителей. Юрий Недопекин в главной роли просто великолепен – пластичный, харизматичный, вызывающий доверие. Колоритный Марк Ларин в роли Мясницкого, Виталий Котельников – Главнецкий, Насими Мамедов – граф Дуракула, все герои яркие, запоминающиеся.
Оксане Малуша всегда удается сделать из пьесы такой спектакль, в котором каждый зритель что-то для себя (или себя) увидит, откроет, поймет. И снимет кастрюлю с головы, найдет выход из собственной «кукуевки».
… Но так иногда хочется «покуковать» вместе с очаровательными кукуевцами.