Не умолкнут струны
– Самым сакральным среди народных казахских инструментов является кобыз. За многовековую историю своего существования он практически не изменился. Его делают из дерева, обтягивают кожей, вместо струн используют конский волос. У него необычный звук, еще древние заметили, он исцеляюще воздействует на организм человека. Существует несколько разновидностей – прима-кобыз, кыл-кобыз, шан-кобыз и другие. Несведущему человеку заметить разницу сложно, но знаток определит сразу, – объясняет мастер Аслан Серикбаев.
Изготовлением казахских музыкальных инструментов он занимается с 2000 года. С тех самых пор как поступил в институт культуры имени Даулеткерея. Сегодня его работы, выполненные по старинной методике, выставлены в Центре культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али. Все эти годы молодой мастер работает вместе с научившим его этому ремеслу Бактыгереем Сулейменовым, который в своё время прошел обучение в мастерской консерватории Алматы, преподавал в институте культуры. Сегодня они равноправные партнеры.
Аслан показывает домбру, изготовленную им. Осторожно берет в руки, начинает играть. Звуки разлетаются по комнате. Студенты музыкального колледжа имени Курмангазы, где он преподает со своим учителем, внимательно слушают. Ребята должны научиться чувствовать инструмент, расшифровывать его звуки.
В разных регионах Казахстана домбру изготавливают по-разному. В одном предпочитают делать округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. В другом – наоборот. Аслан Серикбаев и Бактыгерей Сулейменов изготавливают инструменты по желанию заказчика, учитывая их предназначение.
– Народные инструменты сейчас очень популярны, – делятся мастера. – Они востребованы в оркестрах, в музыкальных коллективах, покупают их и одиночки. В музыкальных школах особо популярны классы домбры, причем учатся в них уже не только казахи, но и дети других национальностей. Пройдет время, и они станут профессионалами, будут исполнять известные кюи.
Казахская музыка уникальна, напрямую зависит от настроения исполнителя. Существует даже легенда, в которой рассказывается, что акын звуками домбры рассказал хану о смерти его сына. Никто из храбрых воинов не осмеливался произнести плохую весть вслух, хан был очень жесток. Тогда из толпы вышел старик, который что-то держал в руках. Он коснулся струн, зазвучала музыка – протяжная, грустная, оплакивающая. Хан слушал и представлял бескрайнюю степь, стук копыт, звон тетивы, погоню. Внезапно инструмент вскрикнул, словно раненный человек, и затих. Хану стало понятно, его сына нет в живых. В гневе он приказал наказать вестника. Но так как старик молчал, распорядился плеснуть кипящего свинца на инструмент. С тех пор у домбры в середине появилась маленькая дырочка.
– Чувствуют звук домбры не только люди, но и птицы, – рассказывает Аслан. – Известно, что во время съемок фильма «Қыз Жібек» случилось настоящее чудо. Когда для сцены привезли лебедей, они тут же уплыли подальше от берега. Что только ни придумывали, чтобы вернуть их. Но когда включили запись с кюем Нургисы Тлендиева «Аққу», грациозные птицы сами приплыли к берегу и стали слушать.
Бактыгерея Сулейменова волнует вопрос молодежи, интересуется ли она своей культурой. Этим он поделился с нами.
– Если обратиться к молодым людям, не связанным с музыкой, с просьбой перечислить названия инструментов, уверен, многие назовут только домбру и кобыз. И будут очень удивлены, узнав, что на самом деле музыкальных инструментов у казахов много, – говорит он. – Наша с Асланом задача не только ознакомить студентов, но и научить их изготавливать.
Я хорошо помню день, когда Аслан, студент первого курса института культуры, пришел ко мне на занятия. Тогда у него, как и у других молодых людей, не было никакого интереса в глазах. Он хотел быть только художником, мечтал писать картины. Но я стал убеждать. Мне почему-то казалось, что в каждом из нас, к какому бы народу ни относился человек, существует генная память, которая при определенных условиях должна проснуться, потянуть за собой. Этим делом занимались наши предки, а значит, мы должны его продолжить. Учиться Аслану в начале было сложно, но ничего не дается легко. Он старался, вникал во все тонкости. Сегодня Аслан сам учитель, настоящий дока, который целиком и полностью увлечен своей работой. У него есть ученики, которые разъехались по разным районам области, где возрождают старинное ремесло и готовят студентов для нашего колледжа.
Особенность инструментов Аслана и Бактыгерея в том, что они используют и старинную технику. Она сложней, но особенность звучания того стоит. Инструмент выдалбливается из цельного куска дерева, а струны делаются из кишок барана.
– Это забытый метод, – рассказывает Аслан. – Мы слышали о нем, но точно не знали всей технологии изготовления «органических струн». Все решилось случайно, забытый метод нам рассказал замечательный домбрист, наш коллега ( он тоже работает в колледже имени Курмангазы) Ербол Губайдуллин. В районе, откуда он приехал, до сих пор хранят эти знания. Техника сложная, поэтому получилось не сразу, но после долгих попыток мы все-таки своими руками создали струны. Их легко определить из-за окраски – специфического желтого оттенка. Какое-то время существует и запах, который выделяется при касании их теплыми руками. Но со временем он уходит. Главная проблема в их непрочности, с течением времени становятся сухими, ломкими и хрупкими. Однако кропотливый труд стоит того: звук этих струн имеет особый голос, который источает теплоту.
Проблема мастеров – найти подходящий материал. Бактыгерей рассказывает, на его поиски чаще всего отправляется Аслан. Молодой человек едет в Самару, так как в России рынок ценных пород значительно богаче. Что-то находят и здесь. Ни один поваленный ствол сухого дерева не остается без их внимания, приносят в свою мастерскую. Он может стоять тут продолжительное время, пока руки наконец-то не доходят и до него. Две недели работы, и кусок дерева обретет новую жизнь и голос, красота которого будет радовать людей многие годы.
– Больше всего подходит клен, – говорит Аслан, – для отдельных частей только ель или, в крайнем случае, сосна. Приходится искать нужное дерево.