Мошенник у телефона
Мошенники не устают придумывать новые схемы обмана. В помощь им теперь не только мобильный телефон, но и стационарный. Звонят, говорят, что родственник или знакомый попал в ДТП, но есть возможность решить проблему. Особо доверчивые граждане легко попадаются на крючок.
Заместитель начальника криминальной полиции ДВД ЗКО Нурлан Аблаевич Бисенов провел брифинг для журналистов. Просьба одна: разъяснять населению на страницах местных изданий, а также по телевидению, что не стоит идти на поводу аферистов. Так как они действуют профессионально и со знанием приемов психологии, лучше всего прервать разговор и просто положить трубку. И, если все-таки есть сомнения, позвонить в полицию.
– В последнее время участились случаи мошенничеств, когда злоумышленники звонят именно на городской телефон, – объясняет Нурлан Аблаевич. – За короткий период зафиксировано 9 случаев. Общая сумма ущерба составила более 10 миллионов. Схема отработана: на городской номер звонит неизвестный, который сообщает, что родственник попал в ДТП, точнее стал виновником дорожно-транспортного происшествия. К примеру, переходил дорогу в неположенном месте. Есть пострадавший, но вопрос можно решить, достаточно перевести денежную сумму. Для пущей убедительности представляется сотрудником полиции, прокуратуры. Далее, не давая жертве опомниться и оказывая еще большее психологическое давление, просит назвать номер мобильного телефона и начинает звонить еще и по нему. Прессинг ведется одновременно с двух сторон.
По словам эксперта, чаще всего в числе пострадавших оказываются пожилые люди, именно они имеют стационарный телефон. И на это безошибочный расчет. Информацию о человеке, а также контактные номера находят в Интернете. Не секрет, за последние годы в Сети накопилось огромное количество персональных данных, что получить такую информацию не составляет труда, или же пользуются приемом «холодного обзвона». Перебирают по порядку номера, в надежде наткнуться на кого-то, кто будет соответствовать параметрам жертвы. За деньгами приезжают курьеры. Являются ли они пострадавшими или частью аферы, в настоящее время выясняют следователи.
– Мы устанавливаем круг всех подозреваемых, – продолжает Нурлан Аблаевич. – Конечно, чаще всего страдают старики. Из 9 случаев, восемь женщин пенсионного возраста и один мужчина, тоже пенсионер.
Нужно в первую очередь объяснять: если попали в такую ситуацию, не нужно паниковать, необходимо успокоиться и постараться выяснить, кто именно из родственников попал в беду. Пусть те, кто звонит, назовут его имя, возраст, рост, одежду и так далее. Но даже в этом случае ничего не нужно переводить или отдавать. Однако, как правило, опомниться не дают, поэтому лучше всего просто положить трубку и хотя бы на время перевести дыхание. Самое главное – не спешить выполнять те действия, которые от вас просят. Потому что вся тактика мошенников строится на том, чтобы вывести жертву из душевного равновесия и заставить ее максимально быстро, не имея возможности обдумать, совершить то, что нужно злоумышленнику.
Хочется предупредить также таксистов, курьеров, которых просят что-то доставить, передать, быть более бдительными, задавать вопросы и выяснять, что и для кого передаётся. В общем, необходимо подстраховаться, чтобы не оказаться в списке подозреваемых. Потому что в любом случае мы установим всех причастных к этому делу. У нас есть видеозаписи, описания, так что предлагаем не рисковать. В противном случае грозит уголовная статья по факту мошенничества, согласно которой предусмотрено от трех до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. В настоящее время уже установлены два лица, которые, естественно, уверяют, что они были не в курсе, но теперь это нужно доказать.
Так как люди старшего поколения чаще всего смотрят телевизор и читают газеты, то необходимо вести разъяснение через эти источники. Возможно, поэтому количество аналогичных преступлений по сравнению с прошлым годом сократилось. Многие уже не верят всему тому, что им говорят. В этом году зарегистрировано 410 случаев мошенничеств, в прошлом за аналогичный период – 685. Приказом начальника Департамента полиции создано специальное подразделение – кибергполк, который базируется на базе Управления полиции г. Уральска. В его состав входят высококвалифицированные специалисты. Их обеспечили всем необходимым для плодотворной работы, в том числе с различными базами.
Информирование сотрудниками полиции активно ведется и через социальные сети, тут уже основной аудиторией является молодежь. Из 410 зарегистрированных преступлений, половина раскрыта. По ним приняты окончательные решения, остальные находятся в разработке.
Интернет-мошенники, не боясь быть пойманными, вымогают у доверчивых граждан миллионы тенге. В прошлом году в Уральске жертвой стал мужчина, разместивший объявление о продаже машины на сайте kolesa.kz. Очередной клиент предложил ему задаток. Деньги хотел перевести немедленно. Попросил скинуть номер и фото карты. Довольный продавец, не задумываясь, о том, что его могут обмануть, выполнил, казалось бы, простую просьбу. Затем ждал средства, но совсем скоро ему позвонили снова и сказали, что не могут перевести нужную сумму, так как нужна дополнительная информация, попросили скинуть фото обратной стороны банковской карты, а также фотографию удостоверения личности. Казалось бы, вот тут нужно насторожиться, но доверчивый владелец авто и тут не почуял подвоха. Скинул все, что просили и получил информацию, что с его счета списаны 400 тысяч тенге. Догадавшись, что к чему, стал звонить на номер «покупателя», однако тот уже был недоступен. К жительнице Уральска в соцсети «ВКонтакте» обратилась знакомая и попросила в долг 25 тысяч тенге. Потерпевшая, не переспросив, не перезвонив, не убедившись, тот ли это человек, перечислила средства на счет, который указала «подруга».
– Давно известно, преступники, промышляющие подобным образом, настоящие виртуозы, – говорит Нурлан Аблаевич. – Интернет-преступления относятся к категории одних из самых сложных, раскрыть которые получается далеко не всегда. Преступники, занимающиеся такими махинациями, хорошо разбираются в компьютерных программах и мастерски составляют такие сложные клубки схем, разобраться в которых получается не сразу и не всегда.
Еще одна популярная схема – звонок из банка. Преступники представляются сотрудниками собственной безопасности банка. В основном речь идет о Каспий банке. Потому что именно они представляют огромный спектр электронных услуг. Можно взять кредит, сделать денежный перевод не выходя из дома, через мобильное приложение в телефоне. Преступники ведут себя профессионально, стараются не спугнуть жертву. Грамотно представляются, вежливо объясняют, что в данный момент на клиента, которому звонят, ведется кибератака, а это значит, что кто-то со стороны пытается взломать информационную базу клиента. Поэтому они прямо сейчас предлагают создать дополнительный дублирующий счет, чтобы в срочном порядке перевести на него всю имеющуюся наличность. Пугают тем, что, если не предпринять меры вовремя, злоумышленники оформят на них кредит.
Мошенники набирают номер наобум. Но в ходе беседы незаметно выуживают всю необходимую информацию. Суммы, которые удается украсть бывают довольно крупными. Со счетов снимают миллионы. В 90 процентах пострадавшими оказываются женщины. Потому что именно они чаще всего пользуются карточками и услугами, которые банки предоставляют через Интернет.
Чтобы не стать жертвой, достаточно соблюдать простые правила, о которых, к сожалению, многие забывают. Не стоит переходить по неизвестным ссылкам, перезванивать по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда надо сверять адреса с доменными именами официальных сайтов. Если приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит якобы растяпа, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему.