Много лет тому назад
В музее «Рухани жаңғыру» открыта новая выставка – уральский быт XIX века. Среди экспонатов уникальные домашние вещи того времени – секретер, посуда, сундуки и другое.
Разместилась выставка на цокольном этаже. На обычную экспозицию вещей она не совсем похожа: с первых минут возникает ощущение, что это обычная жилая комната.
Посередине огромный стол, покрытый сверху кружевной скатертью. На нем медный пузатый самовар с набором голубых фарфоровых чашечек, пустая коробка шоколадных конфет, стеклянная масленка, ажурная металлическая хлебница и кухонная шкатулка, в которой, судя по всему, хранили куски сахара. Кажется, что хозяева только что вышли из-за стола и совсем скоро вернутся.
Судя по всему, это обстановка зажиточных уральцев. Добротная мебель, половички, настенные часы. Чего стоит швейная машинка фирмы Зингер. Все это могло быть в доме обеспеченной семьи. Тут же сотрудники музея повесили и рекламный баннер производителя Зингер, изданный в те годы.
На манекене красивое платье по моде тех лет. Оно, видимо, принадлежало высокой, молодой (судя по окружности талии) женщине. Особая роскошь – комод с зеркалом в мощной деревянной оправе. Платяной шкаф покоряет своей необычностью. Вся мебель украшена резьбой. Есть патефон.
– Вещи принадлежали уральским жителям, переданы или проданы областному краеведческому музею и все эти годы хранились в его фондах. Экспонаты выставлены впервые, – говорит заведующая музеем Айжамал Абдрахманова. – Мы постарались передать дух того времени, поэтому собрали настоящую комнату. Не будем утверждать, кто именно мог жить в таких условиях – русские купцы или зажиточные казаки, скажем так, эти вещи принадлежат своему времени. Они когда-то служили людям, а потом попали в музей, и у них началась другая жизнь. В числе уникальных экспонатов – чудом дошедший до наших времен рекламный плакат торговой марки Зингер. Он состоит из множества фотоснимков людей в разной одежде. В центре лозунг: «Вся Россия шьет на машинках Зингер».
Стоит обратить внимание на секретер, такую вещь теперь уже действительно можно увидеть только в музее. На нем чернильница с пером, часы, так что тот, кто работал, мог следить за временем, и конечно, подсвечник, электричества ведь не было. Секретер складывался, делался более компактным.
В каждом доме, в кухне, спальне или зале, обязательно стоял сундук. Ему особое место. Количеством сундуков исчислялся и достаток хозяев. В зависимости от комнаты, в которой он стоял, имел свое назначение. Обязательно был в приданом невесты. В жилых комнатах их покрывали яркими лоскутными одеялами, домотканой дорожкой – «дерюжкой», на них спали и использовали для хранения одежды, постельных принадлежностей и даже посуды. Здесь сундук не совсем обычный – музыкальный. Как только поворачивался ключ в замке, раздавалась мелодия. Так что его хозяйка обязательно слышала, если кто-то без ее разрешения хотел его открыть.
Музей был открыт 16 декабря 2017 года и является филиалом областного краеведческого. Это единственный подобного рода музей в Казахстане. Здесь несколько залов.
В одном из них представлены все сакральные места области – городище Жайык, Букеевская орда, штаб партии Алаш Орды, археологический памятник Таксай-1.
– Есть еще священное место в Сырымском районе, называется Дадем ата. И если о других сакральных местах посетители осведомлены, то историю этого места мало кто знает, – говорит музейный работник.
А между тем на 75-м километре трассы Уральск – Актобе путники непременно делают остановку. Здесь недалеко от дороги находится кладбище, на котором похоронен Дадем ата, почитающийся среди мусульман как святой. Путники устремляют свои молитвы к святому месту, потому что верят, что будут непременно услышаны Всевышним. Идут к могиле. Набирают воду из источника, считающегося целебным.
На самом деле святого звали Аулие Жумагазы Хазирет. Известно, что он родился в конце XVIII века. По словам прямого потомка Дадем ата, Хазирет принадлежал к роду тама и после обучения в мечети Азирет-Султан Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края.
Есть объяснение тому, почему Дадем ата в народе называют святым. На сегодняшний день существует много легенд о его удивительных способностях. Одна из них рассказывает, что когда Дадем ата вернулся из Туркестана, он направился к мудрецам, чтобы просить участок земли для себя и своих родных. Мудрецы отказали в просьбе. Когда он уходил, все заметили, как поднялся сильный ветер, и за спиной святого появился огонь. Один из мудрецов сказал: «Это не простой человек. Мы должны ему помочь!» и, остановив Дадем ата, дал ему участок земли. И это не единственная легенда, повествующая о его необычайных способностях.
– В соседнем зале музея можно узнать много об истории партии Алаш. Здесь воспроизведен кабинет казахского общественного деятеля, юриста, одного из лидеров западного крыла партии Жаханши Досмухамедова.
Газета «Казах» впервые была напечатана здесь, в Уральске и Урде в 1911 году. В ее создании участвовала интеллигенция края, в том числе русские и татары. Поэтому в зале истории периодики представлены вещи, доказывающие насколько крепки были, как и сейчас, единство и согласие в обществе. В этом зале представлены не только печатные машинки, но и сами издания, фотографии тех, кто когда-то участвовал в выпуске газет.
На одном из фото три женщины, корреспондентки газеты «Казах» Гайнижамал Дулатова, Аккагаз Досжанова, Гульайим Балгынбаева. Снимок сделан в Оренбурге в 1914 году. Газета «Казах» выходила в 1913-1918 годах. Всего выпущено 265 номеров, тираж в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до 8 тысяч. В газете поднимались вопросы перехода казахов от кочевания к земледелию. В этой связи пропагандировались вопросы культуры земледелия, вместе с тем не отрицалось, что и в кочевой жизни есть свои плюсы. Поднимались вопросы равноправия и свободы восточных женщин, проблемы межнациональных отношений.
«Уральский листок» от 12 июля 1914 года. На первой полосе много рекламы, в частности в рубрике «Сдается». Газета в свое время также пользовалась популярностью.
Само здание музея – тоже архитектурный памятник, возведенный в мавританском стиле конца XIX века. Оно построено одним из купцов в 1893 году. Открылся музей благодаря поддержке меценатов края. Здесь представлено более 500 экспонатов, рассказывающих об истории Приуралья и достижениях страны.