Мастер
У него десятки учеников. Одни учатся в консерваториях и музыкальных вузах, в том числе столичных – в Астане, Алматы, Казани. Другие уже играют в лучших оркестрах страны. Но сколько бы лет ни прошло, ученики не забывают своего любимого учителя. Если приезжают на каникулы или гастроли в родной город – обязательно заскакивают в музыкальный колледж им. Курмангазы, где не один десяток лет преподает педагог по флейте Владимир Олегович Баяндин. В этом году, за необыкновенный талант и умение работать с детьми, добросовестное отношение к работе, а также любовь к своему делу, отличник культуры Владимир Олегович награжден медалью Ы. Алтынсарина. Несколько лет назад ему присвоена высшая педагогическая квалификация – Мастер.
Владимира Олеговича если лично не знают, то на сцене Областной филармонии видели многие. Чернявый, статный мужчина с флейтой в руках – это он. Много лет назад создал ансамбль «Классика». Сейчас коллектив переименован в «Атамекен», но художественный руководитель уверен, что это только добавило перспектив. Список произведений, который стали играть музыканты, расширился. До этого в репертуаре были классические произведения в стиле «барокко» – Антонио Вивальди, Йозефа Гайдна, Иоганна Кванца, Георга Телемана…
Олег Владимирович родом из Семипалатинска. Именно там, будучи мальчишкой, он увлекся музыкой. Консерваторию окончил в Алма-Ате и там же познакомился со своей будущей супругой Альбиной Оразовной Мусакуловой, которая и уговорила затем мужа переехать в Уральск, откуда она сама родом. Практически сразу он стал преподавать в музыкальном колледже, у которого, к слову, в этом году очень важное событие – 80 лет. Также практически сразу создал ансамбль деревянных духовых инструментов, в состав которого вошли четыре музыканта. С годами коллектив неоднократно менялся, но неизменным в нем остается трио – сам Владимир Олегович (флейта), его супруга Альбина Оразовна (фортепиано) и Валерий Евгеньевич Пузаткин (гобой).
Первые годы музыканты играли в классах колледжа после занятий. Разучивали новые мелодии, оттачивали уровень исполнительского мастерства.
– Впервые коллектив выступил на юбилее Валентины Плетневой в ДМШИ № 1, в 1986 году. Нас тогда заметил директор Областной филармонии Донедиль Кажимов, который сразу же пригласил работать. В составе четырех человек нас зачислили в штат, – вспоминает Владимир Олегович.
10-летие ансамбля музыканты отметили участием в творческих конкурсах. Сначала попробовали свои силы на открытом всероссийском конкурсе в Сызрани, где отмечены грамотой в одной из номинаций. В 2006 году «Классика» стала дипломантом международного конкурса «Современное искусство и образование», который проходил в Москве. Именно тогда у музыкантов появились костюмы 18-го века – их сшили в мастерской Большого театра, по историческим эскизам. Там же изготовили парики и обувь. На 20-летие ансамбля из Саратова приехал уже бывший участник ансамбля Лев Барковский (фагот), который входил в первый состав. В настоящее время он работает в Саратовской консерватории имени Собинова. Музыканты по-прежнему поддерживают связь и часто созваниваются.
Теперь уже ансамбль «Атамекен» – является культурным достоянием Уральска, ни одно значимое мероприятие не обходится без его участия. С творчеством коллектива знакомятся и жители города, и высокие гости. Коллектив играл во время приёма английского лорда Джона Рейнольдса, посла Японии в РК Тосио Цунодзаки, перед президентами Н.А. Назарбаевым и В.В. Путиным на Форуме приграничного сотрудничества. А также в дни приезда Сары Алпысовны Назарбаевой, которая посетила Уральск по делам фонда «Бобек». Коллектив – визитная карточка города.
– В то время в городе больше было развито эстрадное направление, а классической музыки мало, – рассказывает Альбина Оразовна. – На первом этапе становления наш ансамбль поддержал художественный руководитель филармонии, ветеран Великой Отечественной войны Юрий Иванович Савельев. Это был человек высокой интеллигентности, представитель советской профессуры. Он находил нам ноты старинных музыкальных произведений – в то время это было достаточно сложно, сам аранжировал их. Мы бережно храним память о Юрии Ивановиче – по его биографии снят документальный фильм, а его аранжировки до сих пор звучат на наших концертах. После отъезда Льва Барковского в Саратов, в ансамбле играла виолончелистка Елена Бородулина. Сотрудничал М.Ф. Елизаров (кларнет). Мы расширяли репертуар, начали играть произведения композиторов – представителей стилей романтизма и импрессионизма.
До переименования музыканты несли в массы в первую очередь классическую музыку, и для этого использовали самые разные методы просветительской работы. Один из концертов посвящён творчеству короля Пруссии Фридриха Второго, который сочинил немало музыкальных произведений и сам играл на флейте. Концерт «Моцарт и Сольери» поставлен как мини-спектакль, на котором звучала музыка этих двух великих композиторов и демонстрировались кадры их одноимённого фильма, снятого по мотивам «Маленьких трагедий» Пушкина. Древнегреческая легенда о происхождении флейты воплотилась на концерте, посвящённом юбилею Владимира Олеговича Баяндина. В репертуар вошла музыка Востока – на этом концерте исполнялись произведения композиторов Казахстана и Средней Азии, в том числе нашего земляка Назиба Жиганова.
О работе Владимир Олегович может говорить бесконечно много, но все-таки основной своей деятельностью он считает педагогику. Его гордость – его ученики. К нему приходят неоперившиеся птенцы. Побыв в его руках, они превращаются в белых лебедей.
Год от года именитый мастер Владимир Олегович Баяндин превращает своих учеников из невзрачных алмазов в драгоценные изделия.
– Он очень добрый человек, замечательный педагог, который любит своих учеников. А они относятся к нему как к родному отцу. В каждого он вкладывает частичку своего сердца, – говорят коллеги.
Два его ученика в настоящее время учатся в Казани, один в Алматы.
Человек по своей натуре очень скромный, Владимир Олегович не любит рассказывать о себе, тем более перечислять свои регалии. За него это делают те, кто его уважает и ценит. И неважно сколько прошло лет, 10 или даже 30, его ученики его помнят, по-прежнему звонят или просто пишут ему стихи.