Марат Бисенгалиев вернется в Уральск

9 ноября 2016
0
2818

Марат Бисенгалиев — скрипач, известный не только своим талантом, но и скандалами, окутавшими его оркестр, в скором времени приедет в Уральск с новой программой.

Фото из архива

 

Филармонический оркестр имени Марата Бисенгалиева просуществовал в Уральске с 2003 по 2011 годы. Для создания данного оркестра в Уральск Марата пригласил действующий в то время аким Крымбек Кушербаев. За недолгие годы существования наш оркестр много гастролировал по городам Англии, Италии, Польши, Индии, Японии, Южной Кореи, России, Украины и Казахстана с обширной концертной программой и записывал произведения К. Дженкинса, Э. Элгара и А. Серкебаева с такими крупными мировыми звукозаписывающими фирмами, как «Sony-BMG» и «EMI». Запись «Реквиема» Дженкинса заняла первое место в двадцатке самых популярных дисков классической музыки 2006 года. На британском телеканале ITV-1 вышел 50-минутный документальный фильм о Западно-Казахстанском филармоническом оркестре в программе «South Bank Show».

Но после такого успеха оказалось, что для областного бюджета 30 тысяч тенге на каждого музыканта – неподъемная сумма. Замдиректор Западно-Казахстанской областной филармонии Канаткали Кужаков — один из тех, кто поставил свою подпись в письме, адресованном облмаслихату, — сказал, что личных претензий к музыкантам не имеет, но, по его мнению, оркестр проживёт и без поддержки из бюджета — за счёт гастролей. Затем местные власти и вовсе заявили, что в оркестре больше не нуждаются, ведь, купив на бюджетные деньги инструменты и заняв помещение для репетиций, оркестр на своей Родине практически не выступает, полностью посвятив себя гастролям и поездкам по заграницам.

После заявления бывшего начальника областного управления культуры становится понятно, что претензии к Марату совсем не беспочвенны:

— Предполагалось, что организованный тогда международный конкурс скрипачей и оркестр будут работать на имидж города и области. Конкурс за пять лет получил очень широкую популярность на музыкальном Олимпе. Многие молодые скрипачи считали делом чести участвовать в нем, слывшем беспристрастным и справедливым в плане судейства. Но был один нюанс, который маэстро не желал учитывать. В конкурсе за пять лет всего один раз участвовал представитель из Уральска. Бисенгалиев объяснял это отсутствием в области талантливых и достойных скрипачей. Но сам никаких сил для подготовки этих самых музыкантов особо не прилагал. Как выясняется, за последние три года он не провел ни одного мастер-класса в местных музколледже и институте. А казахстанские музыканты (упорно добивавшиеся победы в конкурсе в течение ряда лет) так ничего и не получили. Победителями, как правило, становились зарубежные скрипачи. Оно и понятно, у них развита скрипичная школа, у них есть учителя… С оркестром происходило то же самое. В его составе одни иностранцы. И его с полным правом можно назвать оркестром-сборной, состоящим из легионеров, если проводить параллели с футболом. Западно-Казахстанский филармонический оркестр на местной сцене играет очень мало, да и билеты на его концерты не всем желающим по карману. Но факт – это оркестр высокого уровня. Вот и возникает резонный вопрос: почему бы Бисенгалиеву хотя бы в качестве подмастерьев не взять к себе в оркестр местных музыкантов? Или дать хотя бы возможность постажироваться? Ведь сам факт игры и работы с именитыми музыкантами дорогого стоит. Увы, местным музыкантам дорога в оркестр закрыта. Это и стало поводом для претензий акимата области к Бисенгалиеву, — объяснял тогда Айдар Батырханов.

На выпады Бисенгалиева в свою защиту Батырханов заявил, что он (Марат Бисенгалиев; – прим. автора) вовсе не беспокоится об имидже провинциального Уральска. Он думает только о своем имидже, и поэтому, видимо, в заграничных турне не называет оркестр Западно-Казахстанским, а преподносит его как свой, личный. Весь патриотизм и любовь к родине Марата Бисенгалиева сводится к собственному развитию за счет государства.

Разочаровавшись в местных властях, Марат Бисенгалиев покидает Уральск и в сердцах заявляет, что больше сюда не вернется.

В любом случае, кто в сложившейся ситуации прав, а кто виноват, — знает лишь сам Марат. Но одно известно точно, уральская публика его оркестр любит и с нетерпением ждет его выхода на местную сцену.

Как стало известно, 20 ноября в Казахском драматическом театре состоится концерт его «Симфонического оркестра Алматы» со своей новой программой. В ней прозвучат произведения «Красная скрипка» Джона Кориглиано, «Старая Алма-Ата» Алмаса Серкебаева, несколько пьес Карла Дженкинса (в том числе на казахские темы), «Прелюдия» и «Аллегро» Фрица Крейслера, несколько пьес Лероя Андерсона, «Хоровод гномов» Антонио Баццини, «Ashokan Farewell» Джея Унгара, «Наварра» Пабло де Сарасате, «Вальс» Эдуарда Эльгара, «Астуриас» Исаака Альбениса и другие.

Автор:
Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top