Кумысники. Шестнадцать лет спустя.

15 августа 2024
0
1236

В начале 2008 года, в своем шестом номере «Информбиржа news» поместила мою статью «Кумысники». По прошествии стольких лет тема кумысолечения не потеряла актуальности, а копилка знаний истории этого вопроса пополнилась новыми интересными фактами.

Кумыс как напиток известен с тех времен, как человек приручил лошадь. Историки считают, что его знали уже 5500 лет назад, в период энеолита. Они же предполагают, что ареалом одомашнивания лошадей является западная часть евразийских степей (от Румынии до запада Казахстана).

Одним из первых письменных свидетельств изготовления и употребления кумыса был труд древнегреческого историка 5 века до н. э Геродота. В своем труде «История» он рассказал о способе его приготовления, отметив, что скифы хранили его в строжайшей тайне.

«Геродотом» Российской империи XVIII века можно назвать путешественника, географа, геолога, зоолога, ботаника, академика Петра Симона Палласа. В 1769 г. им обследована местность вдоль нижнего течения реки Яик (Урал).

17 августа его экспедиция переправилась на левый берег в районе Калмыковской крепости и направилась «к кочующим там киргизцам». Запись в путевом дневнике гласила: «…подчивали нас приятным кисловатым из кобыльяго молока приготовленным Кумысом, котораго не можно выпить одну чашку, чтобы не почувствовать в голове хмелю…».

Издавна замечено, что этот кисломолочный продукт благотворно влияет на организм, лечит легкие и даже чахотку.

Инициатором использования кумыса как лечебного средства на уральской земле был наказной атаман Уральского казачьего войска Аркадий Дмитриевич Столыпин. В 1857 году он был назначен в наши края на правление.

Особой его заботой была организация стационарного кумысолечения. По свидетельствам видного самарского краеведа, городского головы Самары 90-х годов XIX столетия Петра Владимировича Алабина, в 1860 году по приказу атамана «…въ уметъ Камеликъ, въ 170 верстахъ отъ Самары, были собраны башкиры съ конскими табунами и управляющий башкирскимъ отделениемъ Уральскаго войска, подполковникъ Серовъ, приглашалъ, черезъ газеты, желающихъ приезжать въ названный уметъ, пить кумысъ прямо изъ турсука за 1 р. въ день, получая за эту же плату место въ кибитке и кочуя вместе съ башкирами…».

В 1858 г., изучив свойства кумыса, старший врач Самарской губернской земской больницы Нестор Васильевич Постников открыл на окраине города стационарную кумысолечебницу. Лошади для получения кумыса, как указывает все тот же Алабин П.В., были выписаны из-под Уральска.
Получается, что в Самаре доктором Постниковым кумысное заведение открыто в одно и то же время с кумысным курортом, созданным чаяниями атамана Столыпина.

Хочу добавить, что до 29 марта 1870 года в Уральском казачьем войске служил младшим войсковым врачом некий коллежский асессор Постников, «за болезнию» уволенный от службы.

Отсюда возникают вопросы для новых исследователей этой темы. Самарский доктор Постников создал сеть кумысолечебниц, разместив одну из них под Уральском? А может быть, лечебницу возглавлял потомок или близкий родственник замечательного самарца?

Следует отметить, что сравнительно недалеко от Уральска, в Самарской губернии также были организованы санатории, пользующие кумысом курортников.

В 1863 г. вблизи Самары купец Аннаев открыл лечебницу, а с начала 40-х годов принял своих отдыхающих курорт «Столыпинские минеральные воды», обеспечивавший своих постояльцев не только водами, но и кумысом. Кстати, курорт работает по сей день. Находится он неподалеку от железнодорожной станции Ершов в Саратовской области.

Особо нужно сказать о курорте «Сергиевские минеральные воды», находящемся севернее Самары и отметившим в этом году свое 191-летие.

Безусловно, кумыс издавна любим в наших краях, но где же находилась официальная здравница?

Время от времени в газете «Уральские войсковые ведомости» печатались официальные приказы об отправке служащих чиновников, офицеров и казаков на двухмесячное «кумысное лечение для возстановлеия разстроеннаго здоровья». При этом каждому, в зависимости от чина, производилось суточное содержание «штаб-офицеру 60 коп., обер-офицерам по 45 коп. и нижним чинам по 15 к. в день». Ни в одном приказе 70-х гг. не указано место лечения.

Только в 1883 году открывается эта тайна. Уральская область входила в Казанский военный округ, и окружное начальство периодически издавало приказ «О доставлении окружному военно-медицинскому инспектору свидетельств о больных офицерах и чиновниках военнаго ведомства и установленные имянные списки на ннжних чинов, предназначенных к отправлению на Cеprиeвские воды и кумыс».

Вот где, оказывается, уральский служивый народ поправлял здоровье!

Примерно в это же время представитель знаменитой семьи бывших уральских казаков, а теперь самарских купцов, Курлин А.И. открыл кумысное заведение на хуторе вблизи станции Сорочинск Самаро-Оренбургской железной дороги. Заведение располагало 75 номерами для проживания. Надзор за лечением осуществлял врач.

Между тем, в самом Уральске любовь к напитку росла, им торговали на розлив и в бутылках на Большой Михайловской улице. Напротив Казанской церкви, в ряду каменных лавок торговал уральский татарин Г. Халилов, имевший собственных дойных кобылиц. Кумыс он продавал по 13 копеек за бутылку.

На Столыпинском бульваре в 80-х годах открыты павильон и беседка для торговли кумысом и прохладительными напитками. Здесь вел торговлю казак Аптюшев Г. К. (Аптюшев Гариф, казак отставного разряда Уральской станицы, член Уральского городского Попечительства по призрению семей нижних чинов, за благотворительную деятельность награжден в 1917 году серебряной нагрудной медалью «За усердие» на Станиславской ленте (приказ по Войску № 35 от 15.01.1917г.). Кумысной торговлей он занимался более двадцати пяти лет. Дойное стадо у него было около двух десятков голов и позволяло ежедневно продавать 4-5 ведер кумыса.

Аптюшевского кумыса, продаваемого на Бульваре, хватало не всем, и горожане упрекали казака в нежелании удовлетворить всех желающих. Однако он не хотел гнаться за прибылью, зная, что чрезмерное задаивание кобылиц снижает качество продукта и очень плохо сказывается на здоровье последних.

К сожалению, давно уже нет Бульвара, как и мест культурного отдыха в нем. Остался только его кусочек под названием Некрасовский садик с сироткой-ротондой, стоящей там.

Как только заканчивался кумыс у Аптюшева на Бульваре, любители целебного напитка спешили в лавку на Большую Михайловскую, в дом, где находилась община Красного Креста. Кстати, эта лавка признавалась обывателями «лучшей по чистоте обстановки». Видно, соседство с Красным Крестом давало себя знать!

Следует отметить, что кумыс употреблялся не как лечебное средство, а более всего как прохладительный напиток.

Любители и ценители этого напитка получили в народе свое название – кумысники.

В июне 1903 года официальная уральская газета сообщила о новых кумысных заведениях в Березовском поселке Сламихинской станицы на западе Уральской области. «Открыты два кумысных заведения – г-на Бородина и г-жи Ереминой; во 2-м кумысники очень хвалят кумыс и удобства помещения; они предлагают хозяйке построить особые бараки в лугах, где у нее – имеется хутор, для большего пpиeмa кумысников и обещают пpиeзда многих знакомых им лиц на наступивший сезон».

Одна из этих кумысолечебниц просуществовала вплоть до Гражданской войны. Известно, она несколько раз с боями переходила под контроль то одной, то другой противоборствующей стороне.
Отмечалось, что эти заведения посещают гости из «Петербурга, Москвы, Сухума, Вильны и Саратова».

Точных сведений пока не обнаружено, но примерно тогда же появилось кумысное заведение в Подстепном поселке на левобережье реки Урал.

В 1906 году местная пресса откликнулась на это полезное новшество небольшой статьей под многообещающим заголовком «Наш местный курорт».

Описывая преимущества отдыха в Подстепном, корреспондент отметил недалекое, всего в 7 верст расстояние до города, прекрасный чистый воздух, возможность снять жилье у местных жителей.
Говоря о «курорте», автор статьи констатировал: «местная медицина давно уже признала за ним хорошие достоинства для летнего отдыха и лечения кумысом».

Газета отмечала, что кумысников «до 100 человек и в редком доме нет этих жильцов, а в некоторых даже по несколько». Даже местная школа сдана на лето, и собранная плата пойдет на ее ремонт и отопление зимой.

Большая часть кумысников селилась в северной части Подстепного, недалеко от берега Песчаного озера.

Увеличивающийся приток желающих поправить здоровье чудо-напитком способствовал постройке так называемых дач для их размещения.

В 1911 году казаком Симаковым построены восемь домиков деревянных и из воздушного кирпича (так тогда называли саман). Местность вокруг была засеяна клевером. Рядом находился такой же «курорт», «открытый еще в запрошлом году одной султаншей».

Многие отдыхающие предпочитали «нанимать на летние месяцы кибитки у киргизов за Подстепным поселком, чтобы удобнее пользоваться степным воздухом и дешевою доставкою кумыса из ближайшей Карасуйской волости».

Кумыс, молочные продукты и мясо поставляли отдыхающим жители ближних аулов, овощами и зеленью снабжали жители переселенческих поселков.

Интересно, что подстепнинский курорт официально назывался «Кумысо-лечебница доктора Постникова».

Единственным его минусом было отсутствие постоянного врача и аптеки.

Начавшаяся Первая мировая война не только не остановила тягу к любимому напитку, а даже способствовала увеличению его потребления. В 1915 году газета писала, что введенный «сухой закон», запрещающий торговлю спиртными напитками, способствовал увеличению продажи кумыса. «Аптюшев и Губайдуллин, торгующие кумысом на городском бульваре, имеют весьма большой сбыт этого целебного напитка». Сами торговцы отмечали, что спрос на напиток увеличился более чем в два раза.

Владимир Кутищев
Фото из коллекций автора
и народного музея «Старый Уральскъ»

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top