Как вернуть долг, имея лишь расписку, и почему можно не платить штрафы?

22 декабря 2015
0
5141

Казахстанцы со скорбью восприняли новость о его смерти, которая произошла 12 декабря. Согласно официальной информации, Кленчин покончил жизнь самоубийством.

Предлагаем вниманию читателей самые интересные советы от Михаила Кленчина.

(орфография автора сохранена — прим.ред.)

1. ШТРАФЫ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ?

Если у вас есть неоплаченные штрафы (любые, а не только связанные с авто), которые были наложены больше года назад, то их теперь можно вообще не платить.

В действовавшем ранее Кодексе РК об административных правонарушениях до 2010 года была норма о том, что если постановление о наложении административного взыскания не было исполнено, то оно не подлежит исполнению. Но в 2010-м году эту тему прикрыли и оставили давность только для правонарушений в области налогообложения, а по всем остальным — бессрочно, хоть сколько лет прошло, значения не имело, все равно имели право взыскивать.

И вот, аллилуйя! С 1 января 2015 года в КоАП РК вновь появилась норма о сроке давности. Так, согласно ч. 1 ст. 890 КоАП РК, постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Соответственно, о всех тех штрафах, которые с вас не успели взыскать, и которым больше года, можно смело забыть, радостно и с облегчением вздохнув!

P.S. Но это не распространяется на тех, кто уклонялся от исполнения. Ну например, скрывался, прятал имущество, сообщал ложные сведения, за что был привлечен к ответственности за уклонение от исполнения и т.д. но таких совсем единицы. И на штрафы по налогообложению не распространяется, там не год, а пять лет должно пройти.

2. ПРО ПОЛЕТЫ ЗАГРАНИЦУ С НЕОПЛАЧЕННЫМИ ШТРАФАМИ

«Аааааа!!! У меня всплыли штрафы неоплаченные, а завтра лететь, снимут с рейса! Ааааа!!!» — истерит мой приятель, проверив и обнаружив у себя пачку гаишных штрафов по видеофиксации.

Подозреваю, что он не единственный, кто так переживает. Поэтому хочу расставить точки над «i» и успокоить. Знайте:

НАЛИЧИЕ НЕОПЛАЧЕННЫХ ШТРАФОВ НЕ ОЗНАЧАЕТ ТОГО, ЧТО ВАМ ЗАПРЕЩЕН ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ!

Согласно закону РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Республики Казахстан.

Это означает, что только лишь на основании постановления судебного исполнителя лицу может быть ограничен выезд. Соответственно, только лишь наличие неоплаченных штрафов вовсе не препятствует выезду. Езжайте куда хотите и сколько угодно.

Постановление судебного исполнителя о временном ограничении на выезд подлежит санкционированию судом. Копия указанного постановления направляется должнику для сведения.

То есть, чтобы вам был запрещен выезд, нужно, чтобы штраф был направлен на принудительное исполнение судебному исполнителю. Далее, чтобы судебный исполнитель возбудил дело об исполнительном производстве. Затем он должен вынести постановление. После чего это постановление направляется в суд. Судья его должен санкционировать. И только после этого оно направляется в погранслужбу и заносится информация в базу.

Думаю, излишне объяснять, что вся это процедура достаточно длительная, не за полчаса проводится. Более того, штрафов огромное количество, и только ничтожный процент из них поступает судебным исполнителям для принудительного взыскания.

Поэтому не нужно доводить себя до нервного срыва, если вдруг перед поездкой узнали о наличии в базе неоплаченных штрафов, никто вам выезда не запретил еще пока. Вы обязательно получите копию постановления. Только в этом случае имеет смысл переживать. Ну а чтобы точно убедиться, нужно проверять не наличие самих штрафов, свою фамилию по базе со списком «невыездных», вот адрес.

Всем удачных путешествий!

3. В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ «ВЗЯЛ МАШИНУ НА ВРЕМЯ ПОРУЛИТЬ» — ОБЯЗАТЕЛЬНА ЛИ СТРАХОВКА ТАКОМУ ВОДИТЕЛЮ?

Вариантов подобных ситуаций уйма, причем независимо от того, есть рядом собственник авто или он отсутствует. Например, в дальней дороге хочется посадить за руль друга, но тот не вписан в страховой полис — как быть? Или вызвать «трезвого водителя» — что, ради этого на него страховку оформлять? Да в конце концов, отдал СТО-шнику самостоятельно отогнать машину на сервис — нужна ли ему страховка?
Объясняю, чтобы раз и навсегда уже.

Согласно пп. 1) п. 3 ст. 54 Закона РК «О дорожном движении», водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки в УСТАНОВЛЕННЫХ законодательством Республики Казахстан случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Обратите внимание на словосочетание «в установленных законодательством случаях», специально выделил. Это случаи, установленные Законом РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

А в соответствии с п. 5 ст. 5 вышеуказанного Закона, не подлежит обязательному страхованию гражданско-правовая ответственность лица, управляющего транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или иного договора с владельцем транспортного средства, либо в присутствии владельца транспортного средства на основании его волеизъявления без оформления письменной формы сделки.

РЕЗЮМИРУЮ:

1. Не требуется страховка ГПО «временному» водителю, если владелец сидит рядом и на него полис уже имеется.

2. Не требуется страхование ГПО также и в случаях, если владельца (собственника) нет рядом, но за рулем машины, например, водитель по работе, мастер из СТО, она отдана автомойщику и т.д., то есть в случаях, когда водитель, не указанный в страховом полисе, не просто так катается на машине, а это связано с исполнением трудовых, служебных или других обязанностей по договору.

3. Если хочется бросить другу ключи и сказать, мол, катись ко всем чертям, то его ГПО по закону обязательно нужно застраховать. Но если одновременно с передачей ключей составить на тетрадном листке от руки какой-нибудь договор о передаче ему машины для исполнения некоторой обязанности, то страховка не нужна и в полис его вписывать тоже не обязательно.

4. ТОВАР ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ?

В соответствии с Гражданским Кодексом РК, а также положениями Закона РК «О защите прав потребителей», проданный товар может оказаться:

а) надлежащего качества;
б) ненадлежащего качества.

Почти все слышали о 14-дневном сроке, в течение которого можно, мол, всегда вернуть. Только не все понимают до конца, что это за две недели такие.

Дело в том, что 14 дней предусмотрены законом для обмена и возврата товара именно НАДЛЕЖАЩЕГО качества. То есть, если товар качественный, но просто по каким-то причинам не подошел, вы можете его обменять (не вернуть, а именно обменять!) на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации.

А в случае отсутствия у продавца возможности для обмена, имеете право потребовать возврата от денег. При этом, обмен/возврат возможен только в случае, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Кстати, по последнему условию («имеются доказательства приобретения его у данного продавца») частенько возникает вопрос – как быть, если нет ни чека, ни приходника, ни накладной? Особых проблем нет, поскольку статья 18 Закона о ЗПП гласит, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора. Поэтому отсутствие чека – сомнительный аргумент для продавца отказать в обмене.

И есть перечень товаров, которые в течение этих самых 14 дней возвращать нельзя – это лекарственные средства и изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, а также животные и растения.

Особо хочу акцентировать внимание, что все описанное выше касается только товаров НАДЛЕЖАЩЕГО качества. Но вот если товар бракованный, то это совсем другой паровоз и тогда 14 дней, сохранение потребительских свойств или факт того, был ли он в употреблении или нет – не имеют ровным счетом никакого значения.

Потому что вернуть, обменять, бесплатно отремонтировать товар НЕнадлежащего качества можно в любом случае, причем даже те товары, которые при обычных условиях не подлежат обмену. То есть, если кошка хромая, аспирин цианидом оказался или трусы расползаются – все это возврату подлежит.

Не имеет значения, сколько товар был в использовании, сохранилась упаковка или нет, насколько потерся и израсходовался – если он бракованный, то продавец обязан вернуть деньги по вашему требованию.

Кстати, если товар НЕнадлежащего качества, то можете безо всякого обмена, по своему выбору требовать сразу как обмена, так и возврата денег. Более того, вы вправе даже самостоятельно отремонтировать и потом потребовать от продавца возмещения своих расходов.

И важная ремарка – если товар оказался НЕнадлежащего качества, то там уже не 14 дней вовсе, а в течение ДВУХ ЛЕТ со дня продажи (ст. 430 ГК РК)!

Ну а теперь возвращаемся к табличкам «Товар обмену и возврату не подлежит». Продавец либо информирует таким образом покупателя, чтобы потом носиком ткнуть и послать, а иногда даже заставляет в момент продажи подписать бумажку об этом. Ну, мол, соглашение такое, исключительно добровольно же.

Следует запомнить – согласно пункту 4 статьи 30 Закона РК о ЗПП, соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или об ее ограничении НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО.

5. КОГДА РАСПИСКА ЛУЧШЕ НОТАРИАЛЬНОГО ДОГОВОРА ЗАЙМА

Нужно знать каждому. Если составить хит-парад самых распространенных обращений за многие годы юридической практики, то вопрос «Можно ли взыскать долг по не заверенной нотариально расписке?» займет одно из первых мест.

Для начала объясню. Расписка вообще не удостоверяется нотариально, нет такого нотариального действия. Нотариально удостоверить возможно только договор займа. При этом, такой договор займа может оказаться филькиной грамотой и взыскать долг по нему будет невозможно.

Как так? А все просто. В соответствии со статьей 717 ГК РК, договор займа считается заключенным с момента передачи денег. То есть, если на руках есть только лишь договор займа, даже нотариальной удостоверенный, но нет дополнительно банальной расписки, то ответчики в суде занимают позицию о том, что договор был составлен, да, но фактически денег они не получали, а поэтому считается не заключенным и суд отказывает истцу в иске.

При этом, не спасает порой даже то, что в договоре указано о передаче денег в прошедшем времени – суды требуют документ, подтверждающий фактическую передачу денег. Таким документом является простая расписка в форме «Я такой-то деньги в сумме столько-то получил (число, подпись)» — она может быть на отдельном листе или на обратной стороне нотариального договора, без разницы, но нужна обязательно!

Более того, судебная практика убедительно свидетельствует о том, что любая расписка, как бы она ни была написана, карандашом или авторучкой, хоть даже на клочке тетрадного листка или туалетной бумаги, является доказательством исключительно серьезным и практически всегда суды взыскивают суммы. При этом, даже не особо имеет значение, в какой валюте указана сумма – тенге или нет, поскольку взыщут по курсу, да и всего делов. То же самое со свидетелями – указаны они или нет, тоже разницы нет.

Поэтому, если хотите одолжить кому-нибудь денег, то обязательно берите расписку, а нотариально оформлять договор вовсе не обязательно. Хотя, если не лень, и денег со временем не жалко на оформление, то можно и договор у нотариуса. Никакой разницы. Но только при наличии дополнительно еще и расписки!
А для практической ценности держите идеальный шаблончик, который можете смело использовать и быть уверенными, что деньги в суде, в случае чего, взыщете:

РАСПИСКА
«01» января 2020 г.
г. Алматы
Я, Иванов Иван Иваныч, проживающий по адресу: город Алматы, ул. Камерунская, дом 1, кв. 1, взял у Петрова Петра Петровича деньги в долг в размере 1 000 000 000 (один миллиард) тенге, сроком до 01 января 2030 года. Указанную сумму на руки получил 01 января 2020 года, претензий не имею. Расписка написана мной собственноручно.
Иванов И.И. / подпись

P.S. Кстати, есть схема взыскания сумм долга даже в ситуации, когда вообще ни договора, ни расписки не имеется, но это уже другая тема, потом тоже напишу, как действовать.

6. «ТОВАР ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ!»

Встречали такие таблички в магазинах? Думаю, да. А теперь предлагаю понять, законно это или нет, а заодно узнать, что вернуть бракованный товар можно в течение двух лет, а не четырнадцати дней, а также как быть, если нет чека.

Итак, в соответствии с Гражданским Кодексом РК, а также положениями Закона РК «О защите прав потребителей», проданный товар может оказаться:
а) надлежащего качества;
б) ненадлежащего качества.

Почти все слышали о 14-дневном сроке, в течение которого можно, мол, всегда вернуть. Только не все понимают до конца, что это за две недели такие.

Дело в том, что 14 дней предусмотрены законом для обмена и возврата товара именно НАДЛЕЖАЩЕГО качества. То есть, если товар качественный, но просто по каким-то причинам не подошел, вы можете его обменять (не вернуть, а именно обменять!) на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации. А в случае отсутствия у продавца возможности для обмена, имеете право потребовать возврата от денег. При этом, обмен/возврат возможен только в случае, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Кстати, по последнему условию («имеются доказательства приобретения его у данного продавца») частенько возникает вопрос – как быть, если нет ни чека, ни приходника, ни накладной? Особых проблем нет, поскольку статья 18 Закона о ЗПП гласит, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора. Поэтому отсутствие чека – сомнительный аргумент для продавца отказать в обмене.
И есть перечень товаров, которые в течение этих самых 14 дней возвращать нельзя – это лекарственные средства и изделия медицинского назначения, нательное белье (пользуясь случаем, передаю привет Константину Пименову и сети его магазинов нижнего белья!), чулочно-носочные изделия, а также животные и растения.

Особо хочу акцентировать внимание, что все описанное выше касается только товаров НАДЛЕЖАЩЕГО качества. Но вот если товар бракованный, то это совсем другой паровоз и тогда 14 дней, сохранение потребительских свойств или факт того, был ли он в употреблении или нет — не имеют ровным счетом никакого значения.

Потому что вернуть, обменять, бесплатно отремонтировать товар НЕнадлежащего качества можно в любом случае, причем даже те товары, которые при обычных условиях не подлежат обмену. То есть, если кошка хромая, аспирин цианидом оказался или трусы расползаются – все это возврату подлежит, еще как.

Не имеет значения, сколько товар был в использовании, сохранилась упаковка или нет, насколько потерся и израсходовался — если он бракованный, то продавец обязан вернуть деньги по вашему требованию.
Кстати, если товар НЕнадлежащего качества, то можете безо всякого обмена, по своему выбору требовать сразу как обмена, так и возврата денег. Более того, вы вправе даже самостоятельно отремонтировать и потом потребовать от продавца возмещения своих расходов.

И важная ремарка — если товар оказался НЕнадлежащего качества, то там уже не 14 дней вовсе, а в течение ДВУХ ЛЕТ со дня продажи (ст. 430 ГК РК)!

Ну а теперь возвращаемся к табличкам «Товар обмену и возврату не подлежит». Продавец либо информирует таким образом покупателя, чтобы потом носиком ткнуть и послать, а иногда даже заставляет в момент продажи подписать бумажку об этом. Ну, мол, соглашение такое, исключительно добровольно же.
Следует запомнить — согласно пункту 4 статьи 30 Закона РК о ЗПП, соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или об ее ограничении НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО.

Поэтому, если уж сильно продавец настаивает, табличкой стращает, подписать требует, то не вопрос, пожалуйста. Только все равно это – «филькина грамота», недействительное соглашение, и потребовать обмена или возврата, если товар некачественным оказался, можно в любое время действия гарантии, а если таковой не выдано, то в течение двух лет.

7. ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУБЛИКАЦИЮ ЧУЖИХ ПЕРЕПИСОК

Чтобы потом не говорили, мол, не знали. Последнее время интересный тренд наблюдаю в соцсетях – выкладывать на обозрение, шутки ради или расправы для, скриншоты чужой переписки (из лички, почты, SMS или WhatsApp). Так вот, независимо от того, с какой целью это сделано, только лишь за выложенный скриншот, по статье 148 УК РК дают до двух лет лишения свободы. А если похвастаться, что доступ был получен благодаря шпионским умениям или бодрым связям в спецслужбах, то будет вторая часть той же статьи – до пяти лет. Всем удачи.

8. КАК БЕСПЛАТНОЕ ПО ЗАКОНУ СДЕЛАТЬ ПЛАТНЫМ

Мало кто знает о том, что в коммунальные и городские службы можно бесплатно звонить с сотового телефона, для чего есть номер «104». А номер «118» предусмотрен для бесплатных звонков в справочную службу операторов местной телефонной связи.

Хуже всего то, что об этом не знают сами операторы сотовой связи, хотя постановлением Правительства РК от 3 сентября 2004 года № 929 установлен перечень служб, соединение с которыми для пользователей является бесплатным.

Ну, то есть, должно быть бесплатным и вообще должно быть. Только из-за нежелания кое-кого соблюдать закон, по номеру «104» можно дозвониться только до аварийной газовой службы, а вместо бесплатной справочной по номеру «118» нам предлагают звонить в платную «188» по 150 тенге/минута.

P.S. Особо любопытным предлагаю ознакомиться с полным списком бесплатных номеров и попробовать дозвониться в коммунальные службы по не работающему номеру «109х», где х — дополнительные цифровые значения от 0 до 9.

Ну, и вдобавок можно почитать мнение Кленчина по поводу рассылки спама в мессенджерах и соцсетях, а также касательно удачных переименований улиц с советских названий на современные.

9. ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАССЫЛКУ СПАМА

Затрахал спам. Если раньше он одолевал электронную почту, то сейчас прет через SMS, Viber и WhatsApp. Горящие туры, жгутики для бисера, антипаразитный чай и последний шанс прикупить последнюю квартиру в недостроенном доме.

В соответствии с п. 24) п. 2 Правил оказания услуг сотовой связи, спам — это пересылка абоненту (пользователю) информации и/или контента, без согласия абонента (пользователя) и не имеющих прямого отношения к услугам оператора.

Этот самый пункт 24) — он один из тридцати семи других в Правилах, которые гласят: «В настоящих Правилах ИСПОЛЬЗУЮТСЯ следующие основные понятия: …», а далее сам список используемых понятий.

Только знаете, что забавно? То, что на самом деле понятие «спам» в Правилах не используется! Вообще. Ни разу не используется. Забыли его использовать. Почти как в анекдоте, когда жопа есть, а слова такого нет. И в законодательстве нет. Ну, разве что еще Комитет по статистике в приказе 2014 года предусмотрел форму анкеты опроса, где есть вопрос насчет спама. И все.

И эта недоделочка нашего законодательства — она ого-го, какая недоделочка! С каждым днем проблема все ощутимее, механизмов регулирования нет, а главное — не предусмотрено ответственности за рассылку спама — ни уголовной, ни административной. Хотя исправить и внести правила запрет, а кодекс дополнить статьей — как два пальца. И можем ведь, когда захотим — как, например, появилась уголовная статья за распространение заведомо ложной информации.

Резюмирую. Необходимо разработать нормативно-правовой акт, а также внести изменения в ряд существующих, по вопросам несанкционированной рассылки контента и информации, то есть — спама. Телефонные номера отнести к охраняемым законом персональным данным (сейчас не так). А запретив спам законодательно, дополнить КоАП и УК соответствующими статьями и затем показательно «линчевать» пару-тройку спамеров, чтобы другим было неповадно.

10. БЛЕСК И НИЩЕТА КАЗАХСТАНСКИХ ИННОВАЦИЙ

По приглашению Национального Банка Республики Беларусь выступил в Минске с докладом на международной конференции, посвященной инновациям в области цифрового банкинга. И у меня есть что сказать вам по этому поводу, друзья.

Для начала хотелось бы отметить весьма приятный момент — наша страна во многом идет впереди, опережая по некоторым направлениям всех наших соседей, включая РФ. Слушал докладчиков и отчетливо осознавал, что мы привыкли к новому, к изменениям, к тому, как меняется вокруг действительность.

Привыкли к наличию ЦОНов, спокойно относимся к электронному правительству, не удивляемся возможностям контролировать онлайн пенсионные сбережения, оплачиваем штрафы через интернет, а почтовые посылки получаем в любое время суток в автоматических постаматах.

И действительно испытываешь за наш Казахстан гордость, когда рассказываешь коллегам о наших успехах. Это очень и очень приятно. Но в то же время, на фоне таких продвинутых технологий и инноваций, у нас присутствуют какие-то дичайшие анахронизмы, совершенно несовместимые с современным развитием.

То есть, в Казахстане какие-то экстремумы — либо все очень круто, ярко, сильно, мощно, впереди планеты всей, либо такой колхоз и отсталость, что даже говорить не хочется… Обидно, черт побери!

Вот, к примеру, давайте возьмем такой, вроде бы, элементарный случай — покупка в кредит сотового телефона. Казалось бы, чего проще-то — есть магазины онлайн, заявка на кредит там же оформляется, оплата с карты и доставка до квартиры, правда?

А чтобы понять, что за ужас творится, предлагаю приготовить пальчики — их мы будем загибать для подсчета. А считать будем количество подписей, которые должен поставить клиент, если решился купить в кредит тот самый телефон или любой другой товар. Итак, начинаем!

В силу действующего законодательства, клиент обязан подписать:

— анкету,
— памятку,
— заявление на кредит,
— согласие на предоставление данных в кредбюро,
— согласие на получение данных из кредбюро,
— согласие на получение данных из ГЦВП,
— согласие на сбор и обработку персональных данных,
— ознакомление с предложенными вариантами погашения.

Посчитали? Нехило? Так вот, не расслабляйтесь, ибо все это — ДО одобрения кредита! Поэтому продолжаем пальчики загибать, поскольку после одобрения клиент обязан подписать:

— договор банковского займа (в двух экземплярах),
— договор залога (в двух экземплярах),
— график погашения (в двух экземплярах),
— договор текущего счета (в двух экземплярах),
— договор купли-продажи,
— счет-фактура,
— накладная.

Ну как, понравилось? А это еще не весь список, потому как банки дополнительно свои требования могут выставлять. Я уж молчу о том, что в идеале это все не только подписать клиент должен, а еще и прочитать, понять, усвоить. Реально ли это? Сомневаюсь.

Почему так, спросите вы? Дело в том, что законодательная база в области банковского регулирования давным-давно требует серьезной реформы. Да, НацБанк многое делает, чтобы не допустить нарушений прав клиентов банков, тщательно перестраховывается по всем возможным направлениям, в результате породив безумное количество нормативно-правовых актов, правил, инструкций, регулирующих банковскую деятельность.

Бесчисленные отчеты, запросы, графики, сведения, многие из которых дублируют друг друга. Огромное количество людей и ресурсов задействовано для того, чтобы составлять, читать, проверять эти отчеты. НацБанк уже и сам задыхается порой. А банки, вместо того, чтобы думать об улучшении своих услуг, в первую очередь бросают силы на то, чтобы соблюсти процедуру и не получить по шапке.

Все это занимает время, которое, как известно, деньги. Нужно содержать штат специалистов, которые занимаются бумагообменом (отнюдь не все допускается предоставлять в электронном виде), оплачивать им зарплату. Огромное время, огромные деньги. Деньги банков и деньги государственные, из кармана налогоплательщиков. А сухом остатке — из кармана тех же самых клиентов банков, за счет высоких тарифов.

Нет-нет, я отнюдь не сторонник анархии и не предлагаю отменить разом все требования. Этого делать категорически нельзя. Но упростить процедуру, поотменять устаревшие и бессмыленные инструкции, оздоровить обстановку, облегчить жизнь всем участникам — это уже давно пора. НацБанку — проще. Банкам — проще. Клиентам — дешевле.

И я могу любому рассказать, почему так произошло, откуда все эти непонятные требования вроде регулирования шрифта в договорах (не размера, а именно шрифта!) и сотни им подобных. И несмотря на то, что они приняты в своем время именно регулятором, не следует обвинять во всех бедах НацБанк, потому как причины гораздо глубже… Но это тема другого разговора.

(Источник: Nur.kz)
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top