Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

2 сентября 2016
0
3599

В аварию рано или поздно может попасть любой, даже самый опытный водитель. Как говорится, не въедешь ты, так въедут в тебя, таковы, к сожалению, реалии. Kolesa.kz пообщались с независимым консультантом по страховым случаям и подробно расскажут, как не попасть впросак при получении выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.

Не в первый день автомобилисты сталкиваются с одной из проблем после ДТП — занижением суммы ущерба. Грешат этим непосредственно некоторые страховые компании, т. к. весной 2016 года оценку последствий аварии законодательно передали им. Раньше подсчётом ущерба занимались частные оценщики и нередко (случайно или нет) завышали суммы, что, само собой, было невыгодно страховщикам. Теперь ситуация повторяется, но с точностью да наоборот. Результат — страхового омбудсмена заваливают заявлениями, причём в отношении самых разных, в том числе известных и, казалось бы, проверенных компаний, об увеличении страховых выплат.

При оценке ущерба страховщиками занижаются цены на запчасти, нормативы оплаты ремонтных работ, стоимость расходных материалов, некоторые повреждения «не замечают». Несведущие люди, получив подобный расчёт на руки, теряются, не осмеливаются спорить и, естественно, проигрывают по деньгам. Мало того, автовладельцев даже пытаются припугнуть. В среде водителей бытует ошибочное мнение — мол, берите, сколько дают, а то и этого не получите!

Существует версия, что те страховщики, которые не имеют собственных андеррайтеров (оценщиков), сотрудничают с частными оценочными компаниями, с которыми имеется негласная договорённость занижать суммы ущерба. Так это или нет на самом деле, судить не берёмся. Тем не менее повальное недовольство клиентов заставляет задуматься.

Как получить причитающееся?

В случае несогласия с суммой, которую вам насчитали, отстаивать свои права. Обращаться к независимым оценщикам, юристам, специализирующимся по делам о страховке, к страховому омбудсмену (с ним все намного проще — не надо писать сложных исковых заявлений, заручившись помощью специализированных юристов, и т.д.) и, наконец, уже в качестве крайней меры доказывать свою правоту в суде.

Кроме того, нечистые на руку страховые компании специально создают искусственные препоны для автовладельцев, претендующих на выплаты. Всё делается для того, чтобы человек махнул рукой и бросил затею требовать деньги по страховке. Вот примеры, которые свидетельствуют об этом, и ответы на вопрос, как получить причитающееся.

1. Искусственно затягивается время на определение размера ущерба.

Например, в законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что размер ущерба определяется на основании заявления о проведении оценки (п. 3 ст. 22). Автовладельцу же могут сказать, что заявление примут только после того, как постановление суда о признании гражданина виновником ДТП вступит в законную силу. Как показывает практика, на это обычно уходит около месяца (10 дней документы находятся у дознавателей УАП, передача дела в суд, назначение времени заседания — ещё не менее чем 14 дней плюс 10 дней на обжалование), а если в результате ДТП наступили какие-то серьёзные последствия, дело может затянуться на долгие месяцы. Если учесть, что страховщикам на определение суммы ущерба даётся десять рабочих дней, а на выплату ещё пятнадцать, ожидание получения страховки становится пусть не бесконечным, но более чем значительным.

Как с этим бороться?

В законе ни слова не говорится о том, что заявление на проведение оценки подаётся после того, как постановление вступило в законную силу. А значит, заявление можно писать сразу же после аварии и оно должно быть принято страховщиком. Ссылайтесь на закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и требуйте, чтобы страховщики начинали работать — определять размер ущерба.

2. Несмотря на то, что при обращении с заявлением о наступлении страхового случая предоставлять полис не обязательно, в некоторых компаниях пытаются его требовать, иначе отказывают клиентам в обслуживании.

На самом же деле, согласно ст. 25 Закона об обязательном страховании ГПО, в случае отсутствия полиса достаточно указать сведения о страхователе: фамилию, имя, при наличии — отчество страхователя, государственный номер регистрации транспортного средства.

Как быть?

Вы имеете право обратиться с жалобой в управление защиты прав потребителей финансовых услуг при Нацбанке РК на нарушение страховой компанией закона. Перед этим нелишним будет получить консультацию у юристов, специализирующихся по вопросам страхования.

3. Ссылаясь на какие-то внутренние процедуры, некоторые страховые компании не выдают на руки копии отчётов об оценке.

По закону потерпевший имеет полное право ознакомиться с отчётом по оценке и получить его копию на руки. В предыдущей редакции процедура определения размера ущерба и выдачи копии отчёта об оценке была более простой. В текущей версии страховщик обязан по запросу страхователя, потерпевшего (выгодоприобретателя) представить любые документы, относящиеся к рассмотрению и разрешению спора в отношении определённого размера вреда, причинённого имуществу, в течение трёх рабочих дней с даты получения запроса. Невольно напрашиваются вопросы к разработчикам закона: а что мешает выдать копию оценки в момент ознакомления, для чего установлен трёхдневный срок? Тем не менее подобная норма существует, и о ней следует помнить.

Как действовать?

Придётся требовать от страховой компании нужный вам документ, к примеру копию оценки, в письменном виде. На заявлении (и его копии для себя) обязательно поставить номер входящего письма. Если в течение трёх дней не получили ответа, можно жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК.

4. Пытаются заставить пострадавшего предоставить документы виновника ДТП, иначе отказываются принимать заявление о страховом случае (редко, но бывает).

Как и в случае, описанном в пункте № 2, единственный выход — жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг на нарушение страховой компанией закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

Итого

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: страховщики понимают, что их действия идут вразрез с законодательством, но частенько намеренно вводят граждан в заблуждение, надеясь на безграмотность. По словам независимых юристов, имеется немало случаев, когда клиенты страховых компаний, следуя указаниям и рекомендациям страховщиков, оказывались в проигрыше, а то и вовсе ни с чем. Доверия населения к страхованию в целом это явно не прибавляет.

И ещё несколько важных деталей по автострахованию:

1. Ремонтировать попавший в аварию автомобиль самостоятельно, не дожидаясь страховых выплат, можно. Но только после того, как страховая компания оценит ущерб и ознакомит вас с оценкой, которая вас устроит.

2. Пострадавшая сторона не понижает свой класс страхования, и с ней не аннулируется договор страхования после ДТП.

3. В законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что в случае отсутствия потерпевших, которым причинён вред жизни, здоровью, «участники транспортного происшествия по взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося и размере причинённого вреда имуществу, предполагаемый размер которого не должен превышать 50 МРП, вправе самостоятельно составить схему происшествия и, подписав её, прибыть на ближайший пост или в подразделение органов внутренних дел для его оформления». То есть если нет пострадавших и ущерб незначительный (царапины на бамперах), оставлять место аварии можно. И в выплате страховки вам не имеют права отказать.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top