Хранители времени

20 мая 2021
0
4022

18 мая – Международный день музеев. Музеи – это не просто хранилища экспонатов, это история, память. И существуют они для того, чтобы люди знали прошлое, историю своей страны, своего народа, своего города. Из этого прошлого нельзя вырывать страницы и забывать то, что, может быть, помнить не хочется. Потому что, не зная прошлого, не построить будущего.

Уральск называют городом-музеем, но он еще и город музеев: кроме государственных, свои музеи на общественных началах есть почти на каждом предприятии, в каждом ведомстве. И работают там настоящие энтузиасты.

Конечно, гордость Уральска – старейший в Казахстане Краеведческий музей, созданный на базе Войскового музея, основанного еще в 1832 году. Это красивое здание – бывшую русско-киргизскую ремесленную школу – музей занял лишь в 1989-м году, а до этого он располагался …в Старом Соборе.

Его отдали под музей в 1969-м году, а до этого в нынешнем кафедральном соборе Михаила Архангела хранился городской архив. В 1943 году храм отдали верующим: Сталин понимал, какое значение имеют для народа церкви в годину испытаний. Да и сам, видимо, оставался в душе верующим человеком и надеялся, что молитвы за победу помогут ее одержать. Но в 1961-м году собор снова закрыли и какое-то время он пустовал.

В том 1969-м году в музей пришла молодой специалист Сара Танабаева. Она первая и обратила внимание на горы икон, покрытых голубиным пометом и лежащих вповалку в бывшем алтаре и на ярусах храма. Иконы были в ужасном состоянии. Обратили на них внимание и минские студенты, которые проходили в Уральске практику и помогали приспособить церковь под музей. «Какие-то иконы они увезли с собой, но потом через КНБ иконы вернули», – вспоминала Сара Искаировна.

Чтобы определить ценность икон, обратились к специалистам Московского Новодевичьего монастыря. С их помощью отобрали для реставрации 13 икон, предположительно XVII-XVIII веков.

– Мы везли их в Москву на обычном «уазике», без милиции и охраны – хранительница музея Солодилова, водитель и я, – рассказывает Сара Танабаева. – За сутки доехали благополучно, нас встретили, иконы приняли по описи, а после реставрации вернули.

По словам Сары Искаировны, сопровождая такой ценный груз, никакого страха они не испытывали – тогда все было спокойно.

Второй раз в Москву ей довелось доставить портрет атамана Бородина кисти Тропинина. Он был обнаружен в запасниках музея в ужасающем состоянии. «В некоторых местах зияли дыры, в потрескавшихся и пожухшихся красках едва угадывалось изображение», – отмечал уральский краевед-писатель Николай Чесноков.

В советские годы все, что касалось казачества, было под запретом, и портрет казачьего генерала долгие годы чуть было не сгнил в запасниках. От окончательной гибели спасло его то, что принадлежал он кисти выдающегося художника-портретиста Тропинина, создавшего самый известный портрет Пушкина.

Обнаружили его задолго до этого – еще в 60-е годы. И еще тогда, как пишет Чесноков, он написал статью об этом портрете, но ее почему-то отказались публиковать и в областной газете «Приуралье», и в республиканском журнале «Простор», и во всесоюзном «Огоньке». Почему? «Догадался позже, когда узнал, что полотна Репина и других выдающихся художников с изображением царских особ и видных чиновников скрывались в запасниках музеев до лучших времен. Но одно дело – хранились. А у нас… », – писал Чесноков в очерке «Находка».

Его статья об этом портрете вышла только 6 мая 1986 года. Тогда же у автора взял интервью корреспондент «Казахстанской правды». И полотно, наконец, отправляют в Москву на реставрацию.

 

Как рассказывает Сара Танабаева, они приехали в Москву ночью. Но московские художники-реставраторы их ждали. Можно понять волнение профессионалов – не каждый день им приходится встречать неизвестное полотно великого художника.

Портрет вернулся в Уральск 18 марта 1989 года. Реставраторы сотворили чудо, восстановив портрет. Об уникальной находке шедевра живописи сделало сообщение ТАСС, написали центральные газеты – «Правда», «Труд». Сначала портрет висел в Краеведческом музее, а потом его передали в музей Пушкина – в то здание, хозяином которого и был атаман Бородин.

Сара Искаировна Танабаева отдала служению музейному делу 44 года. В годы ее директорства в Уральске открыто восемь филиалов областного музея и 14 музеев в районах. И самый, пожалуй, посещаемый иногородними туристами музей Пугачева, отреставрирован дом Устиньи Кузнецовой, с которой самозванец обвенчался здесь.

– В этом доме находилась городская библиотека, и девчата оформили там уголок Пугачева, – вспоминает Сара Искаировна. – Я обратилась в обком партии: «Отдайте нам этот дом под музей, а библиотеку переведите туда, где хотя бы есть отопление». И библиотеке отдали квартиру в благоустроенном доме. который напротив Старого собора.

Оформить дом под музей Пугачева пригласили художников из Москвы.

– Приехали супруги Якубович и Кривенкова из Московского комитета художников-оформителей. Они участвовали в оформлении Дома-музея Льва Толстого в Ясной Поляне, – рассказывает бывший директор музея. – Мы с ними потом еще пятнадцать лет сотрудничали. В 1991-м году отреставрирован и пополнен экспонатами музейный комплекс в Бокейорде, в 1992 году они оформляли музей Дины Нурпеисовой в Жангале.

В 2004-м году краеведческий музей в Уральске посетил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому понравились новые экспозиции, посвященные независимости республики.

В 2006-м году перед приездом в Уральск Путина и Назарбаева открыли музей Пушкина.

Уральск – город еще и общественных музеев, созданных по инициативе неравнодушных людей. Такие музеи созданы на Уральском отделении железной дороги, в пожарной части, областной больнице, в школах, на предприятиях. В этих музеях бескорыстно работают настоящие энтузиасты.

Музеи – это хранители времени. Они соединяют прошлое с будущим. Через настоящее.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top