Голос народа

27 июня 2024
0
3641

Не будет преувеличением, если скажем, что акын – человек-энциклопедия, знающий на память тысячи историй. Одновременно он не только поэт, но и музыкант. Каждый свой рассказ, как драгоценный камень обрамляет в оправу – музыку, и преподносит в дар людям. Это искусство высоко ценилось раньше и ценится сейчас.

Акына ждали в ауле как большое событие. Встречать иногда выходил сам хан. А он, свободный и независимый, ездил по степи от поселения к поселению, удивляя историями, пересказывая события. В народе говорили: нет более почетного дела, чем у акына. Он останавливался в любой юрте, занимал самое почетное место (төрде). Мастера художественного слова – на вес золота, но и между ними существовала конкуренция. И всякий раз старались определить, кто все-таки лучший.
Как воины состязались в боевом искусстве, показывали, кто из них самый сильный и самый меткий, так и акыны соревновались между собой. Выясняли, кто самый сладкоголосый и остроумный. Этот конкурс назывался айтыс. ЮНЕСКО отнес его к нематериальному культурному наследию казахов и кыргызов. И сейчас между собой в красноречии соревнуются парни и девушки, старики, мужчины и женщины. Импровизация – это вершина поэтического мастерства – на лету, легко и непринужденно придумать искрометные шутки или тонко подметить пороки. Не представить акына без его любимого инструмента. Самый любимый – домбра.

Каждый кочевой народ создал свое эпическое произведение. Самое большое – кыргызский «Манас». Народный герой жил тысячу лет назад, но люди его помнят. Бесконечный эпос исполняют акыны. Это непросто, ведь он в двадцать раз объемнее «Элиады» Гомера. В пять раз больше бесконечного индийского эпоса «Махабхарата». На распев «Манас» можно исполнять без перерыва в течение полугода.

Но даже таких размеров эпосы дошли до наших дней, потому что народ знает их наизусть и передает из уст в уста. А живая человеческая память – это особый инструмент. И акыны тому доказательство.

Среди известных акынов Коркыт ата – легендарный композитор и акын IX века. Родился он в степях вдоль реки Сырдарья. Коркыт является первым создателем кобыза и родоначальником традиции исполнение кюев на кобызе. Предания о нем встречаются у туркмен, турок и азербайджанцев. Но у всех один и тот же эпос – «Огуз наме». Также есть предания, что он был первым огузом, который все знал и что он говорил, сбывалось. Также по легенде, он хотел обмануть саму смерть и ушел от людей. Тогда, во время скитаний, он изготовил из дерева первый шергай – кобыз.

Выдающийся казахский композитор-кюйши Даулеткерей Шигайлу родился в 1820 году в Ординском районе, Уральской области. Его отец был авторитетным человеком в Бокеевской орде и приближенным человеком Жангир хана. От природы одаренный мальчик уже в подростковом возрасте мастерски владел искусством игры на домбре и был известен во всей Бокеевской Орде. Но в этом возрасте он уже задумывался над смыслом происходящих событий и все больше в его творчество вторгаются социальные мотивы. Он создает произведения «Кара кожа», в котором осуждает одного из султанов орды за жестокость к народу. Затем последовали новаторские «Коныр кюй» и «Кос шек». Он хоть и не участвовал в восстании Исатая и Махамбета, но душой был на их стороне.

Гордость казахского народа Таттимбет Казангапулы родился в 1815 году в ауле Мылжык Карагандинской области. Он являлся блестящим и выдающимся композитором-кюйши. Один из основателей казахской школы кюев в стиле шертпе. Является потомком великого Каздауысты Казыбек би.

В годы жизни композитора начинается процесс колонизации казахских земель, у казахов отбирают земли и пастбища. Наблюдая за этим, Таттимбет создал такие произведения, как «Сарыжайлау», «Кокейкести».

Выдающийся акын и народный композитор Байжанов Жаяу Муса – национальная гордость казахского народа. Жаяу Муса рос в бедной семье и, потеряв мать в раннем возрасте, воспитывался у дяди. Становлению его творческой личности благоприятствовала среда, в которой он находился. В раннем возрасте познакомился с талантливыми певцами и акынами, у которых в будущем брал уроки. Будучи одаренным ребенком он уже искусно владел игрой на домбре. Помимо этого хорошо играл на скрипке и кобызе.

Первое яркое произведение «Кыздар-ай» он создал, находясь в Омске. Вернувшись в родные края, продолжил сочинять песни и писать стихи. Написал песни «Аксиса», «Толгау», «Шолпан», тем самым выражая свой протест, направленный против социального неравенства
Ыкылас Дукенулы – народный композитор-кюйши казахских земель. Является одним из основоположников школы кобыза. Продолжал путь легендарного Коркыт ата. Известные кюи композитора «Акку», «Каскыр» и другие являются музыкальным наследием народа.

Дина Нурпеисова – ученица Курмангазы родилась в 1861 году в Нарынских песках. Была свидетелем восстания казахов 1916 года против мобилизации казахских парней на тыловые работы. В те годы она создала «16 жыл». После установления советской власти, Дина Нурпеисова продолжает заниматься творческой деятельностью и сочиняет множество кюев. Дина создает произведения о советской молодежи и праздничные композиции. В том числе она пополняет свой репертуар такими сочинениями, которые навсегда останутся в сердцах казахского народа. Это «Булбул», «Жигер», «Байжума» и другие. Свой последний концерт дала в возрасте 91 года.

«Отцом» казахской поэзии является Абай, а «отцом» кюя называют великого композитора и домбриста Курмангазы Сагырбайулы. Его произведения оказали большое влияние на развитие культуры и уже давно стали символами Казахстана. Его произведения посвящены борьбе казахского народа, восстанию в Бокеевской орде – кюй «Кишкентай» и, конечно же, красоте родного края. Вершиной творчества композитора стал кюй «Сарыарка», так чувственно рисующий бескрайнюю степь. Его учениками были великие акыны и батыры. Среди них Махамбет Утемисулы, Дина Нурпеисова, Ергали Есжан и другие.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top