Гобой с характером

8 декабря 2022
0
1411

Музыканты собираются в оркестр. Через несколько мгновений дирижер взмахнет палочкой, и начнется концерт. Десятки инструментов зазвучат как один. При этом настройка всего оркестра будет зависеть от одного. И этот инструмент – гобой. Именно он даёт ноту «ля» первой октавы, по которой настраиваются все. А еще он занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый сложный среди духовых. Именно об этом мы поговорили с одним из известных музыкантов Казахстана, педагогом музыкального колледжа им. Курмангазы и музыкальной школы города Уральска, гобоистом В.Е. Пузаткиным.

– Валерий Евгеньевич, расскажите о репертуаре инструмента, а также о себе.

– Гобойный репертуар очень разнообразен, он включает в себя музыку разных эпох и жанров. Это произведения таких композиторов как Вивальди, Альбинони, Гендель, Моцарт, Гайдн, Шуман, Хиндемит, Пуленк, Сен-Санс, а также композиторов Казахстана, русских и советских классиков. С областным камерным оркестром под руководством Асхата Хасанова я дал сольный концерт в 2019 году, который состоялся в зале с замечательной акустикой в театре имени Островского. Здесь исполнены концерт для двух гобоев Вивальди, который мы исполнили с моим студентом Мирланом Рскелдиным, концерт Баха для гобоя и скрипки ре-минор, концерт Гайдна для гобоя с оркестром до-мажор, популярное произведение Эннио Морриконе «Гобой Габриэля». С этим оркестром постоянно проходят выездные концерты в районах области, записываем видеоролики, популяризирующие классическую музыку, которые можно посмотреть на канале оркестра в YOU TUBE. В Казахском драматическом театре проведен концерт классической музыки, где исполнены произведения Антонио Сальери для флейты и гобоя. Также интересно было исполнить произведение Астора Пьяццоллы «Обливион», «Рондо Венециано» Armonie.

Репертуар камерной музыки в ансамбле «Классика» – это трио-сонаты Телемана, концерты для флейты и гобоя в сопровождении клавесина, дуэты и трио различных композиторов.

Репертуар духового и эстрадно-симфонического оркестра тоже разнообразен. В разное время исполнялись такие монументальные полотна как «Праздничная увертюра» Шостаковича, увертюра «1812 год» Чайковского, «Голубая рапсодия» Гершвина, «Половецкие пляски» Бородина, концерт для фортепиано с оркестром Грига, симфоническая сказка «Петя и Волк», концерт «Привет из Голливуда», где прозвучали саундтреки к популярным фильмам. В этих оркестрах я работаю с самого их основания.

И это одна из самых интересных сторон моего творчества.

– Сколько учеников воспитали?

– Учеников не так много, как хотелось бы, но они есть. Преподавательская деятельность очень увлекательна, хотя этот труд и нелёгок, но успехи учеников, их рост всегда приносят удовлетворение. Хорошо, когда ты своего ученика ведёшь от ДМШ, до окончания музыкального колледжа, это даёт ощутимые результаты. Помимо специальности целый комплекс предметов: ансамбль, дирижирование, педпрактика, инструментоведение, чтение оркестровых партитур и другие профилирующие занятия.

Повторюсь, что высококлассные гобои дорого стоят, и не все родители могут приобрести инструмент. При поступлении ребенка в школу или колледж всегда стоит вопрос: сможете ли купить гобой? Каждым учеником я горжусь. Александр Остриков поступил в Московскую консерваторию, затем закончил аспирантуру. Сейчас он солист в Михайловском театре в Санкт-Петербурге и художественный руководитель концертного зала у Финляндского вокзала. Валентина Анисимова закончила Государственную классическую Академию музыки в Москве, она солистка Государственного оркестра Краснодара. В городских оркестрах и в музыкальном колледже имени Курмангазы работает мой выпускник Азамат Беркенулы, который закончил Самарский институт искусств. Мой выпускник ДМШ и музыкального колледжа Мирлан Рскелдин студент Государственной Академической Академии музыки в Москве.

– Вы одновременно работаете в нескольких коллективах, успеваете?

– Да. Это эстрадно-симфонический оркестр, городской духовой оркестр, камерный оркестр, в котором я выступаю сольно. В составе камерного ансамбля «Классика» участвовал в международных (Москва, Сызрань) и Республиканских (Алматы) конкурсах.

В составе духового и эстрадно-симфонического оркестров были гастрольные поездки в Саратов, Алматы, Баку, Астану, Оренбург.

– Чем привлекает гобой поклонников духового инструментального исполнительства?

– Гобой – выделяется среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он уступает инструментам флейте и кларнету, однако по красоте и глубине звучания он выделяется среди других духовых инструментов. У него запоминающийся, немного «гнусавый» тембр. Гобой с характером. Даже у музыканта, обладающего исключительными способностями и мастерски владеющего исполнительской техникой, порой возникают трудности. Секрет таится всего лишь в одной маленькой детали – трости. Любой гобоист вам скажет, что это очень важная составляющая часть успешного выступления. От нее зависит красота звучания и удобство игры музыканта. К тому же гобой действительно один из самых дорогих духовых музыкальных инструментов. Его цена может доходить до 10 тысяч евро. Да и сами трости стоят дорого, и их приходится постоянно менять. Трости изготавливают мастера, это ручная работа, и инструменты для изготовления тростей тоже стоят дорого. К тому же даже очень хорошая трость может подойти не каждому исполнителю и инструменту.

– В каком возрасте Вы сами стали заниматься музыкой?

– В музыкальной школе с 8 лет по классу фортепиано. Я родом из Уральска, здесь прожил всю свою жизнь. У нас была обычная семья, музыкантов в ней не было, но все любили музыку и дети в семье учились в музыкальной школе. Но при поступлении в училище выбор все-таки пал на гобой. Вообще это не редкий случай, когда в класс гобоя переходят ученики, ранее занимавшиеся на других инструментах – скрипке, фортепиано. Для профессионального владения гобоем помимо стандартного набора необходимых качеств – ритма, слуха, музыкальности необходимы хорошие физические данные, потому что игра на гобое связана с дыханием – его задержкой. Поэтому вопрос именно исполнительского дыхания, его постановки имеет огромное значение. Два года я проучился у одного из основателей духового исполнительства в Уральске Сахита Кенженовича Хамитова. Потом перевелся в музыкальное училище Саратова, которое закончил в 1980 году. Затем учеба в Саратовской Государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Служил в военно-духовом оркестре. Работал в Куйбышевской сейчас Самарской филармонии в оркестре. В 1987 году вернулся в Уральск, где меня приняли в музыкальное училище, и стал работать вместе со своими бывшими педагогами. Помимо этого, играл в разных оркестрах – в духовом, симфоническом, камерном.

– Когда появился свой инструмент?

– Мой первый инструмент я приобрёл на втором курсе Уральского музыкального училища. Это был чешский «Амати». По тем временам неплохой инструмент. Затем был немецкий, японский. Но лучшими в мире по праву считаются французские гобои фирмы Marigaux, Loree, Rigoutat.

– Гобоисты в дефиците?

– Да. Гобоистов намного меньше, чем представителей других духовых инструментов. Надо сказать, что это связано со сложностью исполнительства и другими факторами. Поэтому эта специальность востребована в оркестрах различного состава.

– Когда приходит мастерство?

– Повышения своего профессионального исполнительского уровня – это процесс непрерывный и сложный. Учеба в музыкальной школе, затем в училище, в консерватории, участие в различных конкурсах – ступени становления музыканта, что даёт в дальнейшем возможность работать в различных оркестрах, ансамблях, а также вести сольную исполнительскую деятельность.

– Спасибо за разговор.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top