Это у них семейное

29 августа 2024
0
1031

Семья Щукиных – талантливая и креативная. Глава семьи Виктор Анатольевич – художник и мастер на все руки, дочь Софья, ученица 9 класса рисует и плетет из бисера, принимает участие в ярмарках мастеров. Супруга Надежда делает прекрасные фотографии.
Виктор работает в ТОО «Квант». Но всякий раз, когда выдается свободная минута, всецело посвящает себя увлечению – пишет пейзажи. Этюдник всегда в машине. Семья часто выезжает на природу – вместе ловят рыбу, собирают грибы и ягоды. В это время отец и дочь обязательно достают краски, кисти, холсты и принимаются за дело.

– Я сколько себя помню, столько и рисую. Учился в первом классе, когда отец отвел меня в изостудию. Моим первым педагогом был Виктор Адольфович Котельников. Как только открылась художественная школа, стал посещать ее, и снова моим учителем был Виктор Адольфович. Все азы художественного ремесла постигал у него. Я был в числе самых первых выпускников художественной школы. Участвовал в различных творческих конкурсах, в том числе международных, занимал призовые места. Наши работы выставлялись на различных выставках по всему СССР. Серьезно увлекся рисованием после армии.

Чаще всего Виктор пишет пейзажи. У Щукиных есть свои красивые места, куда они периодически возвращаются. Но иногда случайно их находят. Обязательно остановятся, чтобы запечатлеть в своих работах.

– Вдохновляет все прекрасное, – говорит Виктор. – Мы к родственникам в Россию ездили, так по дороге несколько раз останавливались. Не могли проехать мимо, да и уже на месте много писал. Мы с семьей все время стараемся выбраться на природу. Она исцеляет, вдохновляет. Даже одно и то же место всегда открывает в себе что-то новое. Утром один пейзаж, а вечером уже совсем другие краски, тем более все меняется в зависимости от сезона. Можно найти много интересных мест и в городе. Так как я общаюсь с местными художниками, участвовал в пленэрах, писали архитектуру Уральска. Есть у меня несколько работ. Я слежу за творчеством местных художников, мне это интересно.

Есть у Виктора еще одно увлечение: он занимается моделированием парусников. Создал своими руками их десятки разных эпох. Правда, собрать в коллекцию не получается. Работы он дарит друзьям и знакомым, а также продает ценителям искусства.

Каждая модель – исторический корабль в миниатюре, который когда-то бороздил просторы мирового океана, служил флоту своей страны. Мастеру дорог каждый. Он хорошо знает не только техническую сторону судна, но и его историю.

– «Endeavour» – первый корабль мореплавателя Джеймса Кука. На нем в апреле 1769 года путешественник со своей командой прибыл на Таити, где установил мирные отношения с аборигенами, – увлеченно рассказывает Владимир. Отличий между миниатюрной копией и оригиналом нет, абсолютное сходство даже в самых незначительных деталях. Они составляют основную сложность.

– Взять хотя бы такелаж, со стороны канаты и крепления кажутся настоящей «паутиной» с замысловатым плетением. Но на настоящем корабле их было гораздо больше, – добавляет Владимир.

Из истории известно, «Endeavour» был трехмачтовым парусным судном. Вооружение, а это боевой корабль, составляли 22 пушки, половина из них была закреплена на борту. Длина судна – 32 метра, ширина – 9 метров. Капитан отмечал в своих заметках – у этого фрегата отличные мореходные качества, им легко управлять. Но прослужил он Куку недолго, так как был приобретен в плохом состоянии, к тому же не имел медной обшивки, что позволяло корабельным червям спокойно делать своё дело.

В «судостроительстве» Владимир использует самый простой материал – нитки, камыш, картон, древесина. Помимо внешней схожести корабля мастеру необходимо создать схожесть структурную.

– Если это паруса (пусть даже и не настоящие), то они должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что полотно выдержит суровые испытания штормовым ветром, – продолжает он. – Даже шлюпки на борту должны вызывать ощущение исключительной правдивости.

Работает мастер обычными инструментами: пинцеты, шило, ножницы, ножи. Правда, все они сделаны в миниатюре, как и сами детали. Что-то подобное трудно найти в магазине, поэтому чаще всего он изготавливает их сам.

Моделирование парусников его привлекло еще в детские годы. Ему было 5 лет, когда он впервые пришел в кружок ДК «Зенит» и увидел корабли. Владимир до сих пор помнит, сколько восхищения и восторга было. Он живо смог представить море, корабли, плывущие на фоне багряного заката. С тех пор эта мечта жила в его душе всегда. Правда, признался мужчина, моря он побаивается – слишком много воды.

Строительство линейного корабля «Bellona» было окончено в 1760 году. Его боевой арсенал составлял 74 пушки. Мини-«Bellonа» Владимира их насчитывает ровно столько же. Мизерное орудие мастер отливает из олова в специальных формочках. Из борта корабля торчат только дула. Но мастер знает, если их извлечь, то можно убедиться: по внешнему виду оловянные пушки не уступают настоящим.

– Найти точные чертежи сейчас нетрудно, – поясняет Владимир. – Достаточно заглянуть в Интернет. Вот раньше приходилось искать картинки в книгах и журналах.
Его супруга Надежда увлечение мужа поддерживает. С улыбкой рассказывает, что он может часами сидеть за любимым занятием. Подтверждает, что это кропотливый и утомительный труд. На изготовление одной модели может уйти от нескольких месяцев до года. Именно поэтому стоят фрегаты недешево, от 25 до 60 тысяч. Но назвать это бизнесом нельзя, так как покупают парусники редко.

Есть у Владимира еще одно забавное увлечение – кораблики в бутылке. Очень сложно понять, как парусник проник сквозь узкое горлышко. А между тем он там. Покачивается из стороны в сторону и совсем не собирается «выплывать» из тихой гавани.

В кругу людей, занимающихся подобным искусством, данная работа называется смешно – «запузыривание». Хотя смеяться мастерам приходится редко – уж очень трудоемкий процесс.

– Чтобы поместить кораблик в бутылку, его сначала надо построить. Вся «фишка» в том, что размеры судна в сборе должны быть несопоставимы с пропускной способностью горлышка выбранной бутылки, все должно просто кричать о том, что корабль никак не мог попасть внутрь, – рассказывает мастер. – Чтобы добиться такого эффекта, он помещается в емкость мизерными частями и уже внутри склеивается.

– Виктор человек очень творческий, талантливый. Он с отличием окончил художественную школу. Его картины покоряют своей простотой, но они очень талантливо написаны, поэтому на них всегда есть спрос, – говорит супруга.

– Я стараюсь рисовать так, чтобы зритель увидел мою любовь к своему краю, к своей родине, дому. Согласитесь, маленькая изба, занесенная снегом, похожа на хату из гоголевских рассказов. Глядя на пейзаж можно почувствовать морозец, уловить запах дыма из трубы, – добавляет сам Виктор.

Работы Владимира Анатольевича отмечены многими дипломами и благодарственными письмами, в том числе за участие в Фестивале-ярмарке ремесел «Развитие туризма через экологию: традиции, современность, инновации» в городской художественной выставке: «История о волне и художнике», посвященной 200-летию со дня рождения художника-мариниста Айвазовского. Не меньше дипломов и у дочери, она уже участвовала в выставке юных художников. Параллельно с творчеством София занимается спортом, играет в волейбол. Родители и это увлечение дочери поддерживают.

Фото Ярослава Кулика и из альбома В. Щукина
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top