Дорожные огрехи
Дорожные работы по области с начала 2020 года контролирует новое ведомство – «Национальный центр качества дорожных активов». И всего за неполных полгода специалисты Центра пришли к выводу – приступая к капитальному ремонту, часть строительных фирм вообще не видит смысла содержать лаборатории по испытанию качества материалов, из которых планирует стелить дорожное полотно.
Строительный инженер филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО Нурсултан Нурмухаметов объясняет, что здесь трудятся 16 специалистов. Есть своя лаборатория для забора проб щебня, песка, асфальтобетонной смеси – качество их проверяют 5 лаборантов и 4 инженера.
В разгар сезона сотрудники делают до 44 выездов на место строительства и капитального ремонта дорог. В зимний период количество выездов сокращается до 20-25.
Сейчас в зоне пристального внимания ведомства – 6 проектов по капитальному ремонту автодорог республиканского значения – это три участка трассы «Казталовка – Жанибек – граница РФ» (0-1, 4-53 км; 53-95 км; 95-138 км); два – трассы «Униге – Бисен – Сайхин – гр. РФ» (0-50 км, 50-103 км); подъезд к с. Хан Ордасы, (0-21 км). Общая протяженность 273 километра.
«Идет заготовка строительных материалов, поэтому мы постоянно находимся на объектах, – говорит Нурсултан Нурмухаметов. – И за это время смогли выявить у подрядчиков 63 нарушения, в основном по капитальному ремонту. Мы написали ряд рекомендаций по устранению этих нарушений, но дорожные фирмы не спешат это делать».
Строительный инженер подчеркивает, что обязательное условие тендера – содержание в порядке части автодороги, которая подлежит капитальному ремонту, и обеспечение проезда по тому участку, где еще не работает строительная техника. Подрядчик должен вести аварийную дорогу, выровнять, засыпать ямы. Но по факту все подрядчики игнорируют это, экономят, а проверяющим объясняют плохое содержание нехваткой техники.
К примеру, на трассе «Казталовка – Жанибек – граница РФ» (подрядчик – ТОО «Uniserv») выявлено множество дефектов в виде отсутствия профиля проезжей части, колейности, неровностей и мелкой гребенки.
На двух участках этой же трассы «Казталовка – Жанибек – граница РФ» (подрядчик – ТОО «Темир Жол Жондеу») заготовка дорожно-строительного материала производится без входного контроля со стороны подрядчика, здесь отсутствует испытательная лаборатория и сопроводительная документация на заготавливаемые материалы (сертификаты, паспорта качества, протоколы испытаний, акты отбора проб и т.д). Кроме того, подрядчик не провел профилирование проезжей части, не засыпал ямы и просадки на дорожном полотне.
На участке «Униге – Бисен – Сайхин – гр. РФ» (подрядчик – ТОО «Атырау Жолдары) материалы, в частности щебень, не соответствуют строительным нормам и правилам, здесь нет собственной лаборатории, которая проводила бы необходимую проверку.
«Все подрядчики обязаны иметь собственные испытательные лаборатории, – объясняет Нурсултан Нурмухаметов. – По факту у трех из четырех организаций таких лабораторий нет.
Специалисты облфилиала Центра написали 41 письмо с замечаниями к подрядчикам и направили свои рекомендации по их устранению заказчику всех строительных работ – национальной компании «КазАвтоЖол». Там принимают решение о том, какой штраф будет наложен за эти нарушения. Было бы действеннее, если такие решения принимались на местах, непосредственно в филиалах Центра. Но этот вопрос пока остается открытым».
В 2020 году специалисты Центра также охватят своим вниманием и автодороги областного и районного значения – управление пассажирского транспорта и автодорог по ЗКО уже заключило с ним договор на проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог областного значения. Здесь работать специалистам будет легче – заказчик находится в области, поэтому нерадивые подрядчики сразу попадут «на ковер» в управление автодорог, не дожидаясь отсылки рекомендаций по устранению нарушений и когда из Нур-Султана «прилетит штраф».