Что село может
В Западно-Казахстанской области определили финалистов ярмарки-выставки «Одно село – один продукт». По условиям проекта, из десяти участников, предварительно отобранных рабочей комиссией РПП для защиты перед бренд-комитетом, почетного звания удостаиваются только три субъекта. В состав бренд-комитета вошли представители госорганов, общественных объединений бизнес-сообществ региона. Работу его возглавил директор Региональной палаты «Атамекен» Максат Куланбаев. В состав вошли 17 человек, в том числе заместитель директора департамента по вопросам занятости и развития малого и женского предпринимательства НПП «Атамекен» Ерлан Омирзак.
На участников выставки заведен оценочный лист, по 8 критериям – каждый член рабочей группы ставит балл, секретарь выводит их общее количество – от 1 до 10.
Баллы суммируются, и те, по которым самые высшие результаты – приглашены на защиту бренд-комитета. Из 10 отбирается 3, с которыми будет работать Региональная палата совместно с Национальной палатой. Будет оказана помощь по получению сертификата соответствия продукции, стандарта качества, продвижению продукции на рынке, помощь в предоставлении торгового места, вплоть до выхода на экспорт. Если есть проблемы с получением финансирования (если бизнес-планом предусмотрено) – также помощь: в написании бизнес-плана, открытии филиала, сопровождение по продвижению продукции и так далее. Далее три финалиста будут участвовать в конкурсе на получение гранта на 5 млн. В итоге в тройку вошли:
Марта Кожжанова из Уральска. Она открыла мастерскую по производству пастилы. Работает у себя на кухне, но мечтает о настоящем цехе. Марта Кожжанова по профессии бухгалтер, имела свой бутик в торговом доме, но сейчас занимается изготовлением сладкого, а главное, полезного лакомства. Сначала делала для себя, а потом и для других. Получается зарабатывать. В отличие от других мастериц рецепт изготовления пастилы она не нашла в Интернете, знала его с детства. Ее мама делала пастилу и говорила о пользе природной сладости. Никакого сахара, ароматизаторов, только натуральные витамины. Теперь так же делает сама Марта, у нее две дочери, она занялась пастилой именно для них.
По профессии психолог, но по специальности не работала. Работала в бухгалтерии, потом открыла бутик по продаже профессиональной косметики. Но после карантина начались сложности, так что пришлось продать. Но без дела сидеть не стала. В период коронавируса стала делать пастилу.
Марта приверженец здорового питания. Ее концепция проста – есть нужно только натуральный продукт, исключать все то, в чем содержатся различные химические добавки и сахара.
Свою работу бизнесом Марта еще пока не называет. Скорее всего, это дело, в которое она вкладывает душу и силы, которое у нее хорошо получается и которое нравится ей и другим людям.
Сначала она просто сушила фрукты, получалось хорошо, а запах дома был просто невероятный! Потом начала готовить пастилу и получалось не так хорошо, но все равно вкусно. После идеи заняться производством пастилы, начала углубляться в тему: читать тематические блоги, узнавать про необходимое оборудование, технологии. В какой-то момент принято решение приобрести специальное оборудование. Представители новозеландской фирмы находились в Москве, так что она написала туда. Покупка обошлась ей в 500 тысяч тенге, по тем временам сумма приличная, так что пришлось брать кредит.
Как только оборудование доставили небольшое производство запустилось. С тех пор в доме Марты каждый день витают запахи различных фруктов, в том числе и экзотических: киви, апельсинов, бананов.
В планах Марты закупить более мощное оборудование и расширить производство. А еще она собирается вести информационную пропаганду здорового питания.
Лязат Муратовна Сейткереева – жительница Акжаикского района, открывшая два года назад цех по производству войлочных изделий – домашних тапочек, национальных мужских головных уборов. Благодаря успешно реализованной бизнес-идее, постоянной работой обеспечивает 8 жителей села Тайпак. Продукция ИП «Сейткереева» – из натуральной шерсти, хорошо распродается. Победа в проекте «ОСОП» стимулирует женщину на новые достижения.
Третья финалистка проекта «Одно село – один продукт» Айнур Маканова.
В 2020 году женщина наладила производство жента с добавлением в него кунжута, мака, а спустя два года национальное блюдо, изготавливаемое предприимчивой горожанкой, появилось на прилавках супермаркетов. Реализация товара в крупных торговых точках допустима лишь при наличии сертификата качества, и этот документ, так же как и штрих-код, у Айнур Кубайдоллиевны имеется.
Тары, талкан закупает у местных производителей и у жителей Бурлинского района. Фасовочную продукцию заказывает в Алматы. Айнур Маканова, как и предыдущая героиня, при реализации своего товара активно использует возможности интернет-пространства. Через социальные сети о ее продукции узнали в Германии, во Франции, пришли заказы от любителей жента из этих европейских стран.
Задавая участнице проекта «ОСОП» вопросы, члены бренд-комитета интересовались тем, каков процент ручного труда в производстве, объем продаж и какова себестоимость продукта.
Важно отметить, что при определении финалистов особое значение уделялось вопросу, где предприниматель приобретает сырье.
Председатель Совета деловых женщин Ляна Турсынова заметила, что в будущем при проведении конкурсной процедуры следует истребовать от участников проекта документацию, подтверждающую факт приобретения сырья у местных производителей.
Сертификат об участии в проекте «Одно село – один продукт» наделяет финалиста правом принять участие в конкурсе на получение гранта, который уполномочено провести управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО.