Звуки времени

27 января 2022
0
4102

В областном историко-краеведческом музее открыта экспозиция музыкальных инструментов. Экскурсию для нас провела экскурсовод Надия Жастлек. Выставка включает в себя многие музыкальные инструменты, хранящиеся в фондах музея, но что-то взято и в музыкальной школе. Гости могут увидеть различных видов домбру, альты, флейты, аккордеоны и многое другое.

Некоторые инструменты очень старые. К сожалению, история каждой отдельной вещи неизвестна, но экскурсоводы стараются собрать информацию по крупицам и рассказать, кому принадлежала она, сколько ей лет.

Уникальный экспонат – огромных размеров кобыз. Видно, что он «прожил» долгую творческую жизнь, и требует серьезной реанимации. Но играть на нем больше не будут, и поэтому он свое место нашел за стеклом витрины музея, удивляет своими размерами. Надия рассказывает историю происхождения самого инструмента. Она интересная у кобыза, который в музыкальном ряду казахов имеет свою сакральную нишу. Услышав его однажды, нельзя забыть. Древнейший инструмент способен передавать звуки ветра, шелест листвы, голоса птиц и животных, может изобразить и современную акустику городов, но главным будет оставаться не это – за мелодией всегда спрятаны чувства и переживания человека, его душа. Не каждому дано освоить игру на кобызе, понять его структуру и живой организм, тем ценнее звучание инструмента в руках особенных исполнителей и композиторов.

Инструмент делается из цельного дерева, на нижней деке натягивается кожа, шейка кобыза без грифа. У древней формы инструмента две струны из нескрученных волос коня. Украшали кобыз металлическими подвесками, колокольчиками, пластинами, а внутри устанавливали зеркало, как отражающую силу плохой энергии. Тенгрианскую философию дуальности мира отражает сдвоенная чашечка резонатора, символизирующая рассвет и закат, день и тьму, а в двух струнах – верх и низ мироздания.

То, что кобыз изготавливали из цельного куска дерева, объясняется не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений ранее и передачей традиций ныне: по древним верованиям кочевников именно в цельном куске сохраняется живая и поющая душа дерева, отзывающаяся на струны инструмента. А густые нескрученные конские волосы в натянутой струне дают густой, богатый обер-тонами тембр.

– Звуки кобыза обладают магической силой и имеют оригинальный мягкий тембр, – объясняет Надия. – Кобыз был священным инструментом, воплощающим духовный мир.

Принято считать, что создатель кобыза мудрец и кюйши Коркыт-ата. Он первым написал и мелодии для инструмента, чудом сохранившиеся до наших дней.

Кобыз или, если правильно говорить, древний кыл-кобыз претерпевал несколько усовершенствований, и таким образом кобыз-прима, рожденный в недрах оркестра казахских народных инструментов, прошел долгий путь своей модернизации. Это вызвано необходимостью повышения уровня оркестрового и сольного исполнительства. Новый инструмент дал возможность расширять репертуар, точно воспроизводить звуковую высоту.

Выставка разделена. В одной из частей радиоприемники и пластинки, в другой эпоха легендарной группы «Битлз» и так далее. Здесь же за стеклом стоит ортеке – танцующий под звуки домбры козлик. Ортеке представляет собой невысокий, как табуреточка, столик, задрапированный внизу шторкой. Сверху столика находится симпатичный козлик со свободно движущимися ножками. Он закреплен на крутящемся стержне, который как раз спрятан под веселыми шторками. И там же внутри столика устроена целая система из шелковых нитей, благодаря которым козлик может смешно танцевать, повинуясь руке играющего на домбре. Создается впечатление, будто козлик только и ждет веселой песни, чтобы начать танец. Это забавно.

К музыкальным вещам казахов можно отнести и конырау – колокольчики, которые вешали на бесик – детскую колыбель – для забавы младенца. Более того, существовали даже маленькие колокольчики на пальцы, которые надевала мать и играла над колыбелью на шан-кобызе. Когда малыш подрастал, его забавой становилась свистулька из глины – саз-сырнай. А для музыкально одаренного ребенка изготавливали даже специальный шелкильдек – маленькую, но настоящую домбру.

Древние охотники искусно использовали звуки самой природы, чтобы незаметно подкрадываться к добыче или приманивать животное. Сохранились инструменты, имитирующие голоса животных, например, казахский камыс-сырнай, подражающий пению птиц. Или бугышак, имитирующий трубный клич марала.

Причем охота – это не только искусство выслеживания и приманивания добычи, но иногда, наоборот, необходимость создавать атмосферу тревоги, то есть вспугнуть дичь, поднять ее. Тогда на помощь приходили специальные инструменты. Это, конечно же, различные барабаны – шиен-дабыл, дабыл, дангыра. Или специальные трещотки – сокпан, или характерный инструмент шертердауык – двойной ремень, издающий резкий звук, как от удара бича. К слову, этот звук часто используется чабанами, чтобы вернуть в стадо непослушное животное.

Отдельная витрина для музыкальных инструментов советских пионеров. За всю историю более 210 миллионов ребят побывало в рядах Всесоюзной организации. Горнист и барабанщик сопровождали любой пионерский отряд. Как и многие другие ритуалы и символы, эти инструменты позаимствованы организаторами пионерского движения из скаутизма. Горн созывал пионеров сигналами, а барабанная дробь помогала шагать в ногу во время походов, шествий и парадов. Еще один советский атрибут – галстук. Треугольная косынка была важнейшим атрибутом пионера. Как и революционное Красное знамя, галстук имел алый цвет. Три его конца символизировали нерушимую связь трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Этот союз скреплялся особым, «пионерским» узлом.

Русские народные инструменты занимают свое почетное место. Среди них балалайки, мандолины, гармонь, трещотки. И у каждого инструмента интересная судьба, история рождения, о которой расскажут экскурсоводы.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top