Золотой голос Казахстана

23 декабря 2021
0
901

«Первого января 2022 года легендарной певице Розе Баглановой исполнится 100 лет. Народная артистка Казахстана и СССР, Герой Казахстана, участница концертов на фронтах Великой Отечественной войны, она до сих пор популярна среди любителей песенного творчества в нашей стране и за рубежом. Дал поручение принять меры по увековечиванию ее памяти», – написал Президент Казахстана К-Ж. Токаев на своей странице в Твиттере.

Роза Багланова родилась на юге Казахстана в Казалинске – городе, где жили казахи, татары, русские. После окончания школы Роза поступила в Ташкентский текстильный институт – там студентов обеспечивали общежитием и бесплатными обедами. А при желании можно было подрабатывать ткачихами.

Петь Роза любила с детства, и однажды ее пение услышал народный артист Узбекской ССР Мухитдин Кари-Якубов, которого называли «Шаляпиным Востока». «Хочешь быть актрисой?», – спросил он девушку. – «Хочу», – ответила Роза.

Так Багланова стала солисткой Ташкентского ансамбля песни и пляски.

На первом же большом концерте, посвященном съезду хлопкоробов, который состоялся в Ташкентском оперном театре, Роза спела много песен. Зрители были в восторге, но главное – их исполнение и сама певица понравились первому секретарю ЦК Коммунистической партии Узбекистана Осману Юсупову. Баглановой вскоре дали пятикомнатную квартиру в центре Ташкента, подарили белый рояль и обеспечили всем по высшему разряду. Покровительство первого секретаря республиканской компартии в те годы много значило. Юсупов рекомендовал руководителю ансамбля направить «этот самородок» на учебу в Москву.

В 1941-м Роза Багланова должна была ехать поступать по направлению от Ташкентской филармонии в Московскую консерваторию. Но началась война, и она вместе с Государственным женским ансамблем песни и пляски Узбекской ССР, который был организован весной того же года, стала солисткой фронтовой бригады артистов.

Сразу же, в первые месяцы Великой Отечественной войны, на фронт вместе с солдатами регулярных частей двинулись фронтовые концертные бригады. Формировались они из писателей, художников, артистов театров и эстрадных исполнителей. Уже к концу сентября 1941 года действующую армию обслуживали 42 концертные бригады. К маю 1942 года их число возросло до 60. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки и, несмотря ни на что, развлекали солдат. Условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, были трудными и опасными, но люди искусства вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Первый фронтовой концерт Розы Баглановой был под Москвой.

– Я пела в дивизии генерала Панфилова, – рассказывала певица. – До этого ансамбль давал концерты уходящим на фронт солдатам в самой Москве. Это было страшное время. Кругом все затемнено, машины ехали с пригашенными фарами, люди беспокойные, озабоченные. Но самое трудное ждало нас впереди. По фронтовым дорогам нам, артистам, часто приходилось шагать пешком, потому что машины застревали в грязи, а за спинами у нас мешки с концертными костюмами. Выступали часто в казармах, где не было света, а репертуар у нас в те годы был полувоенный, полународный.

Однажды командующий одного из фронтов попросил ее: «Доченька, – сказал он, – солдаты просят, чтобы ты спела им. Они же по пять-восемь месяцев не выходят из окопов. Уважь их».

По траншее ее провели в один из окопов. Роза начала петь, но вскоре прибежал какой-то офицер: «Сестра, милая, не пойте так громко. Фашисты начали стрельбу. Они думают, что мы с вашей песней идем в атаку». Пока пела, некоторые бойцы плакали, другие протягивали солдатские треугольники, чтобы я отправила их родным… Вечером той же узенькой траншеей вернулась к себе в казарму.

– Вы представляете, что такое стоять в 800 метрах от передовой? – рассказывала она, много лет спустя. – Если наши отступают, то машины соединяют в один тесный ряд, мы забираемся в одну из них, закрываем борта и едем назад. Однажды, когда ехали давать концерт в одной из частей, мы увидели, как с левой стороны наши идут в атаку, с правой – фашистские танки бросают в нас снаряды, сверху, с самолетов, летят бомбы… Спрашиваю у руководителя ансамбля: «Куда мы едем?» «Майор (это наш сопровождающий) знает», – отвечает она. Не прошло и нескольких минут, как нас догнали сразу три мотоциклиста с криками: «Назад! Назад!» Оказалось, что мы пересекли линию фронта».

Во время войны Багланова пела песни и частушки из репертуара Лидии Руслановой. В том числе и «Самару-городок». Когда Русланова услышала «свою» песню в исполнении Баглановой, она воскликнула: «Молодец, Багланова!». «Никакого чувства ревности с ее стороны не было. Получилось, что она великодушно подарила мне эту песню», – вспоминала Роза Тажиевна. Встретилась она с Лидией Руслановой уже после войны в Москве. С ней, с Черкасовым, Чертковым, Бондарчуком, Царевым, Завадским, Марецкой, Рыжовой и Пашенной часто выступала на одной сцене. Их всех она считала своими великими учителями: «Они научили меня держаться на сцене и завоевывать зрителя».

Роза Багланова награждена двумя медалями «За боевые заслуги». Первую ей вручили в апреле 1943-го года, вторую – в Польше в феврале 1945-го года. Как вспоминала певица, вручая награду, Рокоссовский шутливо сказал: «Настоящая шамаханская царица», а потом добавил: «Это сейчас вы маленькая Розочка, но скоро будете гордостью советского искусства».

Уже в1949-м году на международном фестивале в Будапеште Багланова вместе с Майей Плисецкой, Мстиславом Растроповичем, Игорем Ойстрахом, Зарой Долухановой получила первую премию.

Гастроли Баглановой в советские годы проходили не только в соцстранах, ее голос звучал со сцен театров Австрии, Канады, Швеции, Бельгии.

Песня про волжский городок, которая принесла юной певице всесоюзную славу, навсегда осталась ее хитом. Голос Розы Баглановой вся страна будет узнавать с первых нот «Самары-городка». Но основой репертуара певицы все-таки станет казахская народная музыка.

Роза Багланова исполняла произведения мирового оперного искусства, казахские народные песни и песни современных композиторов. Во многом благодаря Баглановой, казахская народная музыка зазвучит на всесоюзной и международной сцене.

Роза Тажибаевна вспоминала, что коллеги по сцене называли ее «Маленькая казашка». Вот имена тех деятелей культуры: Александр Вертинский, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Игорь Ильинский, Аркадий Райкин, Святослав Рихтер.

Марина Кунарова, руководитель продюсерского центра MG Production, режиссер документального фильма о Розе Баглановой, рассказывает:

– Когда Майя Михайловна (Плисецкая) услышала имя нашей певицы, то сразу заявила, что «благодаря Розочке» ее поколение (балерина назвала имена Растроповича, Вишневской, Лемешева) открыло для себя Казахстан. Причем «Самару-городок», по словам Плисецкой, никто лучше казахской певицы не исполнял.

Помимо чарующего голоса, Майя Михайловна восхищалась певицей просто как человеком и красивой женщиной: «Неунывающий открытый характер, удивительная внешность – тоненькая, изящная талия, громадные глаза, черные толстые косы…». После войны Роза Багланова работала в Казахском театре оперы и балета имени Абая, затем – в Казахской государственной филармонии. С 1960 года до конца жизни была ведущим мастером сцены «Казахконцерта».

Ее имя включено в самый первый выпуск англо-американской энциклопедии о знаменитых женщинах мира «Кто есть кто». Известная на весь мир певица объездила со своими песнями весь Казахстан и в советские годы не раз посещала Уральск.

Багланова не обделена высокими званиями – народная артистка СССР, народный Герой Казахстана, лауреат множества премий, она награждена двумя медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За трудовую доблесть». Но главная ее награда – всенародная любовь.

В 2007 году вышла автобиографическая книга Розы Баглановой. Она назвалась «Айналайын халқымнан еркелеткен» («Благодарна народу моему за ласку и любовь ко мне»).

Еще в 1989-м году «Казахфильм» выпустил на экраны художественный фильм о Баглановой «Наша Роза». К столетию великой певицы режиссер Саржан Омаров снял телесериал «Бұлбұл» о жизни и творчестве Розы Баглановой.

Роза Багланова умерла в 2011-м году в своем доме в Алматы на 90-м году жизни, 70 из которых отданы сцене. Вместе в ней ушла целая эпоха – эпоха Розы Баглановой.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top