Жизнь в красках

16 марта 2023
0
2983

Выставочный зал в этот раз объединил на своей площадке работы заслуженных художников Казахстана. Экспозиция получилась очень разнообразной.

Педагог Зарина Мукашева давно следит за творчеством наших живописцев. Как призналась женщина, эту выставку она ждала с большим нетерпением. На мой вопрос, чьи работы ей больше понравились, ответила, что не может никого выделить: каждый художник оригинален по-своему.
– Смотрю на картины и у меня возникает чувство гордости, радости и большого уважения к мастерам. Благодаря таким выставкам уральцы и гости города могут увидеть, какие таланты, не побоюсь этого слова, рождает Приуралье, – поделилась впечатлениями Зарина.

Как рассказали мне другие посетители выставки, своих любимых художников они уже давно узнают по почерку. К таким мастерам можно отнести и Хайдара Шаблиева. Действительно, глядя на его работы, понимаешь, что в будущем их уже ни с какими другими не спутаешь. Автор очень тонко передает настроение и атмосферу. Каждая картина – застывший миг нашей с вами жизни, наших ощущений. Несмотря на то, что на улице еще холодный март, мы помним, каким прекрасным может быть жаркий солнечный день. И не обязательно где-то на природе, а в городе, недалеко от твоего дома на улице Н. Савичева. Автор назвал картину «Городской пейзаж». День словно искрится, солнце отражается в окнах. Но при желании от него можно спрятаться в тени домов и деревьев. Следующая работа автора переносит нас в сельскую местность. Тихая ночь, томная луна на темном полотне небосвода, освещающая сеновал и лежащую рядом собаку. Все спит, и люди, и природа.

Художник Канат Оразов среди местных деятелей искусства личность известная. Его работы неоднократно были представлены на различных выставках, он участник, в том числе престижной «Жазира жайык».

Профессионалы отмечают, его произведения зеркально отображают образ жизни казахского
народа. Картины отличаются ярким национальным колоритом, наполнены душевностью. Здесь нет излишнего шика и блеска, но удивительную притягательную силу имеют скромность и простота.

– У нашего народа богатая история, – говорит художник. – Были периоды великого процветания и беспощадных войн, но, несмотря на все лишения, народ не утратил силы духа, стремления к лучшему, доброжелательности и щедрости, всего того, что впитывала нация веками.

Художник умеет словно приоткрыть завесу, за которой течет самая настоящая размеренная жизнь. Очень ярко, образно изображены будни степняков. Его картина «Күмiс құйма» приковывает взгляд. Кажется, что в реальности ты видишь, что где-то там, на фоне линии горизонта, тихо едет запряженная верблюдом белая кибитка, следом всадники, которые ее сопровождают.

Автор очень точно передал атмосферу степи – зеленая, свежая. Над ней голубое небо и люди, уставшие от долгого пути. Картина «Қонақ бала» такая же теплая и знакомая до боли. «Қонақ бала» – городской ребенок приехал в гости к родственникам в аул, и его катают на верблюде. Эмоций у ребенка – через край. На заднем плане женщина, которая переживает: не упал бы. Она наверняка просит взрослого мужчину держать мальчика крепче.

– Отчетливо помню, с каким особым наслаждением я вдыхал полной грудью прохладный степной воздух.

Где-то там, за горизонтом, ярко горело красное зарево, и на его алом фоне двигалась отара пасущихся в степи овец. Там же виднелась еле заметная точка. Это был отец, самый родной для меня человек. Сидя на коне, он направлял отару к дому. Он был моим учителем, другом и мудрым советчиком. Уже давно нет в живых ни его, ни матери. Они ушли, когда я еще учился в алматинском художественном училище имени Н. Гоголя, – рассказывает Канат Оразов. – Но осталась память, которая выдает запомнившиеся моменты насыщенной степной жизни моих родителей. Вспоминаются табуны лошадей, подгоняемые загорелыми пастухами, нарядные аульные красавицы, убеленные сединами аксакалы. Все это память. Я радуюсь тому, что где-то там есть моя малая родина, то место, куда меня время от времени тянет. Что могу привезти к родным истокам своих детей, а главное, отобразить на холсте дорогие сердцу места.

Я вырос в Каратобинском районе, в поселке Ханколь. Так что домысливать и фантазировать на данную тему не приходится. Эту жизнь я знаю изнутри, хорошо изучил людей, которые там живут, точнее их психологию, характеры.

Насыщенными сочными цветами отличается творчество Мэлса Отарова. Но, несмотря на яркость цвета, настроение разное. Одни работы переполнены позитивом и энергией, и, кажется, просто взрываются сочными красками! Другие пластичны и поэтичны, в них чувствуется гармония и глубокий смысл. Его философские холсты отличает глубокий символизм, тщательная проработка и уместность каждой детали, каждого штриха. В картинах художник обращается к духовной истории своего народа, но делает это не с помощью ее прямого отражения, а через символы и образы. Духовную силу Отаров изобразил в виде могучего быка, на котором мужчина с кобызом в руках. Лицо его закрыто, возможно, он баксы или шаман.

– Мы сейчас много внимания уделяем материальным вещам, больше, чем общению, творчеству. Мы не ценим простоты, того, что имеем уже сейчас, кидаемся за ненужными предметами, тратим на обладание ими силы и время. Они меняют нас, обесценивают, – делится сам Мэлс Отаров.

Мэлс Отаров родом из поселка Кушанкуль Казталовского района.

– У нас не было ни художественных, ни музыкальных школ. Красоту я постигал в простых объектах, которые меня окружали. Я помню, как любовался нежным закатом. Находил свою красоту в выжженной солнцем степи. И дикий саксаул, растущий на знойной земле, казалось мне, тоже имеет особенную прелесть. Рисовать начал в раннем детстве.

Сначала не получалось, на помощь приходил старший брат. После школы поступил в ЗКГУ на факультет изобразительного искусства.

На выставке представлены работы Асхата Абекешева, Бекжана Жумабаева, Мадира Куандыка, Женисбека Утешова, Ашима Таскалиева, Бахыткали Оразова, Ахмета Гиниятова. И каждая стоит отдельного внимания.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top