Железный аргумент

25 августа 2022
0
2013

Работы уральского скульптора, члена Союза художников Казахстана Ергали Бекешева украшают Уральск, Нур-Султан и другие города Казахстана, а также получают призы на международных конкурсах. Работы выполнены достаточно известным методом – дуговой сварки. Приёмы простые, и одновременно сложные. Железо сваривается, затем стачивается для придания нужной формы. Это «лепка», только вместо глины – горячий металл.

У технологии сварки, которой мастер пользуется, свои ограничения. Складки, выпуклости или вмятины сделать непросто, нужен опыт и умение чувствовать металл.

Первой работой скульптора стал обелиск воинам Великой Отечественной войны, который установлен в посёлке Большой Чаган ЗКО. Ергали Бекешев по сей день живёт здесь. Раньше совмещал творчество и собственный бизнес, а с недавних пор полностью посвящает себя искусству.

Уральцы знакомы с его работами. В городе проходили выставки, а в один из Дней города около областного акимата установили его скульптурную композицию «Бастау» – Истоки. Она символизирует историю страны и дух народа, воплощённый в древнем инструменте – кобызе. «Мир – безбрежный океан, время – неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом. На их смене держится жизнь», – эти слова Абая высечены в основании композиции. Перед городским акиматом скульптор поставил четыре гранитных камня, на которых высечены Слова назидания великого мыслителя.

Обелиск из гранита и стали скульптор создал к 150-летию областной больницы, он установлен во дворе медицинского комплекса. Композиция «Ровесник Астаны» украшает парк столицы. Работы Ергали Бекешева есть в художественных музеях Нур-Султана и Актобе, а также в частных коллекциях.

Сначала эти скульптуры привлекают зрителя своей необычной формой, но при дальнейшем рассмотрении на первый план выходит глубокий философский смысл композиций. Художественный язык мастера хочется расшифровать и понять, открыть для себя что-то новое. Скульптура «Сон» напоминает образы Сальвадора Дали. Ирреальность ей придаёт смещённый центр тяжести: девушка будто бы спит, прикорнув к шее верблюда, стоящего на передних ногах. Рука ее сливается с туловищем животного, потом кисть появляется вновь.

В прошлом году Ергали Бекешев участвовал в международном фестивале, который проходил в Актобе. Он представил скульптуру «Нарын».

– Нарын-кум – небольшая пустыня, которая находится на территории ЗКО. Историки, посещая пески Нарын, практически всегда уезжают оттуда не с пустыми руками, – говорит скульптор. – Этот край богат на археологические артефакты различных эпох: древние захоронения и осколки посуды, детали оружия. Это место имеет сакральное значение для нашего народа. Непростая история тесно связана с песками Нарын – история Исатая и Махамбета, ханов младшей орды и других исторических личностей.

Скульптурная композиция «Нарын» выполнена из немагнитной нержавеющей стали и установлена на природном камне, обрамленном металлом. Для меня это первый опыт комбинирования материалов. Мы знаем историю древних цивилизаций благодаря предметам искусства, по ним же определяем культурный уровень прошлых эпох. Надо полагать, что и наша жизнь будет понятна потомкам через искусство. Да и людям XXI века необходимы свои символы эпохи. Представьте обычного современного человека, который приехал в другой город. Хочется узнать, чем этот город интересен, чем примечателен. За ответом на этот вопрос люди идут в музеи и галереи. Яркие произведения искусства помогают раскрыть дух города, который затем будет храниться в памяти. А ведь в Уральске нет художественного музея, где были бы отобраны лучшие творения местных мастеров. Для экспонатов в таких музеях создаются соответствующие условия, специально оборудуется освещение. Есть охрана и экскурсоводы, которые владеют информацией и могут интересно донести её до посетителей. Да что говорить, в нашем городе нет профессиональных искусствоведов, которые могли бы отобрать работы художников для такого музея.

По мнению Ергали Орынгалиевича, в современных условиях миссию по сохранению национального культурного наследия сегодня несут предприниматели, которые готовы вложить средства в сохранение предметов искусства. «Это явление не новое, мы знаем много примеров, когда шедевры мирового искусства хранились в частных коллекциях. Только через десятки лет они получили известность и были приобретены государственными галереями. И всё-таки немногие понимают, что работы художников ценны в веках, они не подвержены девальвации», – отмечает скульптор. Кстати, в уральских музеях его работ нет.

– Сейчас скульпторы находятся в сложном положении, – продолжает Ергали Бекешев. – Материалы дорогие, поэтому мы работаем по заказу, чтобы оправдать средства на их покупку. Но и наличие заказа ничего не гарантирует.

Художник любой эпохи живёт надеждами. Ергали Бекешев видит, что за нашей житейской суетой скрываются непреходящие, вечные ценности – и умеет отра-зить это в ярких образах. Он надеется: его творения дойдут до сердец современников и помогут нам понять свою жизнь, определиться с целями, осознать задачи.

Фото Ергали Бекешева
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top