Земля души

13 октября 2016
0
1400

(Продолжение. Начало в № 31, 32, 34, 35, 37, 39)

Церковь Успения Богородицы

Так уж вышло, что в селе Лыхны, находящемся в Гудаутском районе, мне довелось побывать два раза. Много в Абхазии интереснейших уголков, но, к сожалению, я далеко не все увидел. И Лыхны, видимо, были той компенсацией, которую судьба щедро предоставила мне за упущенное. А произошло вот что.

Мне как иностранному гражданину нужно было срочно утрясти все вопросы, связанные с пребыванием на территории республики. А для этого мне необходимо было съездить в Сухум, где находилась консульская группа МИД РА. Я тогда обратился за помощью к ответственному сотруднику туристической компании, услугами которой я пользовался. И меня включили в другую группу отдыхающих, направлявшихся в ближайшее время с экскурсией в столицу. По пути у нас был заезд в Лыхны, самое крупное село Абхазии, село, которое, без преувеличения, имеет особое значение для каждого абхаза, где бы он ни жил. А вторая встреча с селом была уже позже в составе «моей» группы туристов. Как это и полагалось по программе нашего тура.

Населенный пункт с полуторатысячелетней историей. Многие исторические события, так или иначе сыгравшие важную и решающую роль в судьбе абхазской государственности, в судьбе народа, произошли здесь. Вслед за экскурсоводом, высоким молодым мужчиной, выскакиваем из автобуса и направляемся на поляну, расположенную в центре Лыхны. Эта поляна – Лыхнышта, – довольно большая, вся зеленая от травы, самое дорогое, самое святое место в селе, да нет – в республике! Слева за старой, опоясывающей его каменистой оградой, – храм. Трудно представить, что церковь Успения Богородицы, где и поныне регулярно совершаются службы, была возведена около тысячи лет тому назад.

Прежде чем нам очутиться под сводами храма, экскурсовод на минуту задержал нас.

– Прошу вашего внимания, – обратился он к нам. – Внутри храма я экскурсии не провожу, поэтому хочу заранее дать кое-какие советы. Фотографировать там, за дверью, ничего нельзя. Шуметь тоже. Слева от входа на столике платки и фартуки. Это для женщин, они должны покрывать обнаженные головы и плечи, фартуки для тех, кто в коротких шортах. Есть там также церковная лавка – можете написать и оставить записки, зажечь свечи…

Снаружи вдоль стен леса, что говорит о предпринимаемых попытках сохранить для потомков очень старый храм, который, в свою очередь, был возведен на месте древнейшего абхазского святилища. О весьма почтенном возрасте культового сооружения свидетельствует и крест на крыше. Он типично византийский, без привычной нам поперечной линии. Древние мастера, которые возводили храмы на территории нынешней Абхазии, были верными учениками византийских зодчих, и это прежде всего нашло отражение в дошедших до нас из глубины веков удивительных сооружениях. Рядом – во дворе – аккуратно сложенная в стопках черепица. Ею хотели заменить старую кровлю, но потом от этой мысли благоразумно отказались. Специалисты дали заключение: прежняя черепица прослужит еще века, новую же, скорее всего, придется заменить уже через несколько десятилетий. Но как же все-таки уберечь объект огромного исторического значения от губительного воздействия времени, от атмосферных осадков, ветров, жары, холода? И тогда власти приняли решение: над старой кровлей возвести еще одну, которая, как зонтиком, укрывала бы весь храм от всяких неблагоприятных погодных воздействий. Впрочем, она уже есть, но временная, имеющая не очень эстетический вид. И тут то, что я первоначально принял за леса, при ближайшем рассмотрении оказалось частоколом столбов, поддерживающих со всех сторон «купол». Реставрационные работы обязательно будут продолжаться. Абхазы очень трепетно относятся к своей исторической памяти.

В этот утренний час народу в храме было совсем мало. Почти не слышно голосов, люди медленно и тихо передвигаются, с почтительной задумчивостью оглядывая мощные каменные стены, росписи под высоким сумеречным куполом. Здесь же – маленькая сухонькая старушка, церковная служительница. Она кажется неотъемлемой частью всего того, что, пройдя через огромную толщу времени, предстало теперь нашему взору. Я оказался возле узкой лестницы, её сильно стертые ступени вели куда-то наверх. Еле поборол в себе желание, чтобы не сделать хотя бы шаг-другой по тяжелым холодным плитам. Оглядываюсь назад и вижу укоризненный взгляд старушки-служительницы. Но я и без нее, заранее предупрежденный, знал, что посетителям запрещено пользоваться лестницей.

В двух-трех минутах ходьбы от церкви – дворец царей и владетельных князей Абхазии Чачба-Шеврашидзе, вернее – развалины, оставшиеся от величественного комплекса. Если бы не трагические события, произошедшие здесь ровно полтора столетия назад, то, может быть, мы и сейчас имели бы возможность любоваться историческим объектом, который если и моложе Лыхненского храма, то совсем не намного.

Часовенка на месте захоронения казаковВ 1866 году здесь произошло восстание, и летняя резиденция князей Чачба была разрушена. Причиной послужил приезд посланников российского царя, которые предложили местным крестьянам выкупать себе свободу у здешних князей. Это глубоко оскорбило и крестьян, и самих князей. Дело в том, что в Абхазии никогда не было крепостной зависимости. Более того, была такая практика: только что родившихся сыновей князья на некоторое время отдавали на воспитание в простые крестьянские семьи, где были свои младенцы. Таким образом, несмотря на разное социальное положение, устанавливалось молочное родство между многими бедными и богатыми абхазами. И оно приравнивалось к кровному. Недовольство, переросло в столкновения, представителей царской власти убили, и, в конце концов, бунтовщиков пришлось усмирять силой.

Нынче ничто не напоминает о далеких трагических событиях, кроме дворцовых руин. Возле толстенной каменной кладки на траве сидят несколько рабочих. Они расслабленно ведут между собой неторопливую тихую беседу. С десяток невысоких деревянных столбиков врыты рядком в землю – ведутся работы по огораживанию бывшей княжеской резиденции.

Кстати, в первой половине 19 века и почти вплоть до известных событий Лыхны были столицей Абхазского княжества.

На другом конце поля белеет часовенка, сооруженная на братской могиле казаков. Казаки принимали участие в Отечественной войне 1992-1993 годов, воюя на стороне Абхазии. Преодолеваю несколько ступеней, и вот я у захоронения с длинной черной гранитной плитой. На ней высечены 39 имен героев, погибших за свободу и независимость абхазского народа. На стенах – большие и маленькие иконы, там и сям горят свечи, зажженные чьей-то заботливой рукой до нас. Часовенка – посещаемое место, многие приходят сюда почтить память павших. Почти в одно время со мной сюда заглянула женщина средних лет. Молча постояла перед иконой, сосредоточенно думая о своем, потом с легким вздохом произнесла:

– У меня сват из Ростова воевал здесь более двадцати лет назад. Родственник по мужу…

(Продолжение следует)

Бывшая резиденция владетельных князей

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top