Затерялась синева в сердце

8 июня 2017
0
1996

«… Выводит Бланик из пикирования, делает разгон и – «мёртвая петля»! Фигура сложного пилотажа! – говорит комментатор авиашоу на аэродроме «Кордон», и публика замирает, глядя на виражи, которые устраивает в небе Павел Коннов, управляя планером. – Следующая – высший пилотаж – «колокол».., – он замолкает на мгновение, дав прочувствовать остроту происходящего – самолёт зависает в воздухе и, переворачиваясь, резко идет носом вниз, зрители бурно аплодируют. – Прекрасно!»
Так на аэродроме «Кордон» проходил праздник, посвященный 80-летию уральского аэроклуба.

Собравшихся гостей – ветеранов аэроклуба, спортсменов, десантников, любителей авиации – поздравил Анатолий Тян, председатель ОО «Западно-Казахстанский аэроклуб «Отан», сделав акцент на том, что клуб подготовил свыше тысячи спортсменов-планеристов, больше пяти тысяч парашютистов, двадцать мастеров и кандидатов в мастера спорта СССР и более 80 курсантов для поступления в высшие летные военные училища. И это только в доперестроечные годы.

– Уральский аэроклуб имеет богатую историю. Здесь проходили летную подготовку или прыгали с парашютом будущие Герои Советского Союза Л.И. Беда, А.П. Чурилин, И.А. Куличев, К.Я. Малин, Хиуаз Доспанова – первая казахстанская летчица, служившая в годы Великой Отечественной войны в знаменитом полку Марины Расковой «Ночные бомбардировщики», которой в 2005 году было присвоено звание «Халық қаһарманы»; Анатолий Сармин, удостоившийся звания Героя России за участие в военных действиях в горячих точках, и другие, – говорит Анатолий Васильевич, гвардии полковник.

Сборные команды ЗКО по парашютному и планерному спорту – неоднократные призеры чемпионатов республики, всесоюзных соревнований, чемпионатов России в настоящее время. Мастер спорта СССР по планеризму Татьяна Галиева установила рекорд Советского Союза по треугольному 100-километровому маршруту и 8 рекордов Казахстана. Ее жизнь трагически оборвалась при выполнении фигур высшего пилотажа в чемпионате Советского Союза в Орле.

Летчик-космонавт Юрий Ланчиков первые три прыжка с парашютом сделал у нас под руководством Вячеслава Васильевича Барсукова, тренера аэроклуба. Воспитанник Василий Ефремов совершил прыжок на Северный полюс. Из молодого поколения – Антон Шарафутдинов, неоднократный призер республиканских и российских соревнований, чемпион России, Александра Ларина – чемпионка Азии в Индонезии и бронзовый призер чемпионата мира в Бразилии. Немало воспитанников ДОСААФ выполняли интернациональный долг в Афганистане, на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Большой вклад в развитие аэроклуба внесло его руководство на протяжении многих лет работы. Председатель перечисляет фамилии, начинается вручение благодарственных писем и памятных подарков.

Ветераны. Они сидят в первом ряду. Среди них маленькая сухонькая женщина преклонных лет – по словам бывших коллег, трудно представить аэродром без нее. «У меня два высших образования, всю жизнь работала с детьми в школе, затем – на аэродроме, завскладом, кроме того в мои обязанности входило обеспечение питанием и прочим. Работа начиналась с четырех утра, мы тогда еще были на старом аэродроме; кто-то приезжал на машинах, я – на велосипеде», – говорит в интервью Антонина Васильева. «А сами-то летали?» – спрашиваю. «На планере – да, а с парашютом не прыгала, что-то боязно было, – продолжает 92-летняя женщина – а сыновья, их трое, все прыгали, один десантником стал».

«Как заметил Александр Валентинович Киреев, с Антонины Николаевны начинался аэродром, при ней был идеальный порядок», – добавляет Ранида Барсукова, в свое время участница и призер соревнований по парашютному спорту, с уважением рассказывая о тех, с кем бок о бок совершено множество прыжков. Ее то и дело прерывают приветствиями и объятиями, в этот день сюда приехали единомышленники, чтобы встретиться с друзьями своей молодости, вспомнить былое, мечты. Эти люди романтики, любящие небо, высоту, адреналин, в какой-то степени экстремалы. У кого-то из них здесь сложились семьи, сказать по секрету – у Раниды Фатыховны. Поначалу прыгали со Славой с парашютом, и это было незабываемо. Пришло время, и романтические отношения переросли в любовь. Еще бы, чувства опасности, свободного полета, эйфории в небе добавляли острых ощущений и полноты жизни. Помимо парашюта Вячеслав Васильевич занимался планерным спортом, выучившись на летчика, стал летать на АН-2 на выброске парашютистов, буксировке планеров – ответственная работа.

А здесь иной и не бывает. Другое дело, не все остаются преданными делу и выбранной профессии, как Александр Киреев, Павел Коннов, Анатолий Махорин, которые до сих пор в строю и вырастили не одно поколение авиалюбителей. «Главное, мы сохранили технику, базу, классы, потому что после развала Советского Союза из 11 казахстанских аэроклубов осталось только два – в Алматы и Уральске, – говорит Павел Леонтьевич Коннов. – Наши воспитанники летают в гражданской и военной авиации». Кстати, в их числе и его сын Артем Коннов. «Вот они нас гоняли, было тяжело, – вступает в разговор Андрей Юмалин, – но спасибо им огромное. После этого я окончил военное летное училище, сейчас преподаю на военной кафедре».

Да, кого сегодня здесь только ни встретишь. Вот берет в руки гитару бард Александр Сухарев: «Расплескалась синева, расплескалась, по тельняшкам разлилась, по беретам, даже в сердце синева затерялась, разлилась своим заманчивым светом…» Из нашего клуба, по его словам, прямая дорога в десантные войска, на горные кручи, на сплавы, что он и подтверждает своей яркой жизнью.

Пока чествовали уважаемых людей, кто-то готовил летательные аппараты. Самый большой, с белоснежными крыльями, у Олега Ковтуна. Владелец заправлял его бензином АИ-95, он с двигателем внутреннего сгорания, как настоящий самолет. В данный момент я говорю об авиамоделях, это тоже очень сильное увлечение мужчин, неравнодушных к небу. «Это начальный этап к тому, чтобы стать летчиком или инженером, – делится 15-летний авиамоделист Роман Скоробогатов. – Лично меня этим заинтересовал старший брат, сейчас он пилот, а я собираюсь учиться на авиатехника в Самаре. Три года занимаюсь в секции при клубе, сделал четыре модели, участвовал в соревнованиях».

Наконец, дождавшись кульминационного момента, ради которого многие уральцы приехали с детьми и внуками – полетов в небе – все устремились к летному полю. Нечасто приходится видеть, как «разбегаются», набирают скорость и взмывают в небо спортивные самолеты.

Затаив дыхание, зрители наблюдали за  полетами в небе трех самолетов и планера Sportstar, Wilga-35, Птенец-2 и Blanik L-13, управляемых Львом Босанцовым, Анатолием Махориным, Сергеем Антоновым и Павлом Конновым. Зрелище красивое. Затем остался один – Blanik. Павел Коннов парил в голубом небе, уходил в штопор, делал «петлю Нестерова», пролетал на высоте одного метра над землей, вызывая восторг зрителей и бурные аплодисменты. «Петля Нестерова» еще называется «мертвой», самолет совершает в воздухе замкнутый круг в вертикальной плоскости к земле. Впечатляюще. Были и другие фигуры высшего пилотажа.

Владельцы радиоуправляемых  самолетов  представили свое авиашоу во всем разнообразии моделей, заинтересовав мальчишек. Секция авиамоделирования работает при аэроклубе, ею руководит Владимир Митрофанов, увлекающийся авиамоделизмом с пяти лет, инженер авиации по образованию.

Высоко над всеми летали разноцветные воздушные змеи. Два из них – белые, необычной прямоугольной формы, – выше всех. «Это – первый змей объемной конструкции, сделанный руками моего сына Андрея, он занимается у Лимара Халлиулина, – поясняет Елена Калмыкова, тоже в прошлом воспитанница аэроклуба; прыгала с парашютом, занималась на планерном отделении. – Моя любовь к небу объединилась с тягой сына к конструированию, и вот – мы здесь», – улыбается она, щурясь от солнца.

Торжество украсил концерт. Заключительным аккордом праздника стала возможность полетать на самолетах в качестве пассажиров.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top