Защита с неба

9 декабря 2021
0
911

В 2022 году исполняется 80 лет с начала одного из важнейших и крупнейших сражений Великой Отечественной и Второй мировой войн – Сталинградской битвы. Осенью 1942 года на берегах Волги кипели не только жаркие наземные бои, но и воздушные. Активно взаимодействовала с наземными средствами ПВО наша авиация.

Основную тяжесть борьбы за господство в воздухе в районе Сталинграда вынесли на себе части 8-й воздушной армии, дислоцированной в трёх районах авиабазирования между Волгой и железной дорогой Урбах – Астрахань. Достигалось это и бомбовыми ударами по аэродромам противника и уничтожением немецко-фашистских бомбардировщиков во время их налётов на передний край советских войск.

Однако полностью закрыть путь вражеской авиации на восток 8-я воздушная армия не могла из-за превосходства противника и, главное, занятости выполнением задач по поддержке наземных войск Сталинградского фронта.

Тогда в небе Западного Казахстана повторил бессмертный подвиг Виктора Талалихина лётчик-инструктор Дмитрий Гудков. Об этом нам, студентам истфака УПИ им. А.С. Пушкина, рассказал наш преподаватель, впоследствии профессор ЗКГУ им. М. Утемисова Павел Романович Букаткин – автор исследований по теме «Приуралье – ближний тыл Сталинградского фронта».

11 сентября Гудков вылетел на перехват «Юнкерса-88», идущего в направлении к Джаныбеку. В критический момент боя на самолёте сержанта Гудкова иссяк боезапас. Он мгновенно решил идти на таран. Удар по вражеской машине оказался столь сильным, что лопнули привязные ремни и Гудкова выбросило из кабины. Успев раскрыть парашют и успешно приземлившись, Гудков увидел взятых в плен двух гитлеровцев со сбитого им «Юнкерса».

За этот бой сержант Гудков удостоен ордена Боевого Красного Знамени.

Непосредственное прикрытие железнодорожной линии с воздуха осуществляли части 102-й истребительной авиационной дивизии (командир Герой Советского Союза подполковник И.И. Красноюрченко). Основные силы штаб дивизии разместил поблизости от таких крупных железнодорожных станций, как Эльтон, Верхний Баскунчак, Владимировка, Астрахань.

Промежуточные станции и перегоны прикрывались группами, иногда целыми полками истребителей, которые выбрасывались на полевые площадки. Одну из них оборудовали у станции Сайхин.

Здесь в октябре 1942 года базировались самолёты 15-го истребительного авиаполка – одного из старейших советских авиаполков (командир капитан Тарасов). В связи с этим Павел Романович Букаткин на лекциях, а также в своей книге «Западно-Казахстанская область – ближний тыл Сталинградского фронта» (Уральск, 1993 г.) приводил интересный факт.

15-й авиаполк вырос из 3-го корпуса истребительного авиаотряда, сформированного ещё в 1914 году. Личный состав отряда вместе со своим командиром перешёл на сторону Красной Армии и участвовал в боях у Царицына. Во время Сталинградской битвы лётчики вписали новую страницу в историю своей части: в 201 воздушном бою они сбили 26 самолётов противника.

Именно в казахстанском небе зарождалась боевая слава многих лётчиков-истребителей из 629-го авиаполка, с октября 1942 г. прикрывавшего железную дорогу на участке Джаныбек – Сайхин. Уже в конце 1942 г. на счету старшего лейтенанта Лысенко было 3 сбитых самолёта противника, у лейтенанта Кузнецова – 4.

Высочайшее боевое мастерство и отвагу проявил лётчик-истребитель младший лейтенант Леонид Иванович Ершов. В воздушном бою под станцией Шунгай 18 декабря 1942 г., во время атаки вражеского бомбардировщика самолёт Ершова подбили. Однако лётчик не покинул боевую машину и умело посадил самолёт в 8 км от станции Верхний Баскунчак. К концу года на его боевом счету значилось 6 лично сбитых самолётов врага и 3 в групповых боях.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top