«Заря» над Уралом

29 апреля 2021
0
416

На фоне ужасающего развала речного транспорта и обмеления «колыбели осетровых» невольно вспомнилась одна памятная встреча с ветераном Уральского пароходства Александром Стариченковым у него дома. Произошла она осенью 2015 года незадолго до кончины Александра Николаевича. Он рассказывал о внедрении на Урале в начале 1950-х передового метода толкания барж и массовой замены пароходов на теплоходы, я делал записи. Вдруг мой собеседник замолчал, будто пытаясь вспомнить что-то. «Вот я сказал: скоростной флот… А знаешь, как мы «Зарю» испытывали? Одними из первых в Союзе…»

От винта!

«Заря» – одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Однажды весной на дачу в Учужном затоне мы поехали не на «Громове» или «50 лет ВЛКСМ». У причала нас ожидал новый белоснежный красавец-теплоход, похожий на многим знакомую «Зарницу». Светлый, отделанный стеклопластиком салон, удобные кресла. Когда заработала турбина «Зари», казалось, что сейчас судно полетит над Уралом. И оно действительно полетело – мы сидели около рубки и почувствовали, как она приподнимается. Кто-то из пассажиров в шутку крикнул: «От винта!» Его поддержали: «Есть от винта!»

От дебаркадера до пристани в Учужном затоне (3 километра по лоции) мы долетели за 10 минут!

– Какая скорость! – удивлялись, выходя на пристань, дачники. – Наверное, теплоход на подводных крыльях. Как – нет? За счёт чего же тогда летит ваш речной самолёт?

В начале 60-х годов прошлого века на реках Советского Союза получили распространение теплоходы на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета», «Восход». Вместе с тем конструктивные особенности СПК не позволяли использовать их достаточно эффективно на реках с малыми глубинами и засорённым фарватером.

Назрела необходимость в создании пассажирского скоростного судна для малых рек вместимостью 60-80 человек, достаточно надёжного и простого в постройке, эксплуатации и ремонте, допускающего транспортировку по железной дороге. Такое судно – полуглиссирующий теплоход типа «Заря» создало в начале 1960-х Центральное транспортное конструкторское бюро. В 1965-м на Московском судоремонтно-судостроительном заводе начато их серийное строительство по проектам 946 и 946А.

Теплоходы этого типа имели цельнометаллический корпус и надстройку из алюминиево-магниевого сплава, водомётный движитель. В качестве главного двигателя использован дизель типа М400 мощностью в ТЫСЯЧУ лошадиных сил. Рубка размещалась в носовой части, машинное отделение – на корме. Пассажирский салон с полумягкими креслами на 66 человек отделён от машинного отделения блоком «буферных» помещений (туалет и дежурная каюта экипажа).

Судно перевозило до 86 пассажиров, при расчётной загрузке развивало скорость до 46 км/ч и преодолевало практически без потери скорости перекаты при зазоре под днищем порядка 10 см. Осадка теплохода составляла менее 0,6 м. Новая модификация «Зари» (проект Р83, 1973 г.) превосходила отечественные и зарубежные аналоги и пользовалась широким спросом по всему миру. Всего построено 556 теплоходов типа «Заря».

От Уральска до Гурьева

Уральскую «Зарю-15» (она была 15-м судном такого проекта, построенном тогда в СССР) испытывали в начале мая 1968 года на линии Уральск-Чапаево. За штурвалом – Александр Стариченков, который провёл к тому времени 28 навигаций, механик – Абдрахман Нургалиевич Валиев, для него открывшаяся навигация стала 33-й. Много лет оба речника трудились вместе.

– Уже через пять минут исчезли из вида последние городские строения, – вспоминал Стариченков. – За первый час прошли 46 километров. Расстояние в 200 с лишним километров от Уральска до Чапаева прошли за шесть с половиной часов. Подтвердился наш расчёт – за световой день вполне можно совершить рейс-оборот.

Зачем это речникам, хорошо пояснил в местной прессе начальник речного вокзала Сергей Желтухин:

«С выходом быстроходного теплохода на регулярную линию начинается новый этап в развитии пассажирских перевозок на Урале. Пока мы будем пять дней в неделю обслуживать участок Уральск-Чапаево, а на выходные дни «Заря» арендуется областным советом по туризму для экскурсий по Уралу и катания отдыхающих. Кроме того, экскурсанты будут выезжать рейсами до Чапаево. К осени пароходство должно получить ещё два таких теплохода. В будущем году рассчитываем открыть РЕГУЛЯРНОЕ (выделено мной – А.С.) движение пассажирских судов на линии Уральск-Гурьев» (Валерий Панищев, «Заря-15» на линии», «Приуралье» от 4 мая 1968 года).

Вот какие были планы у пароходства! И оно получило ещё две «Зари». Пассажиры в восторге.

Вёсла вместо глиссера

В 1984 году строительство теплоходов типа «Заря» прекратилось в связи с возросшими требованиями к охране окружающей среды: имея высокую скорость и мощность, эти теплоходы существенно влияли на экологический режим рек.

Специальные исследования показали, что меньшее влияние на водоёмы оказывают скеговые суда на воздушной подушке типа «Зарница» (скорость 34 км/ч) и более совершенный вариант судов этого типа – «Луч». Поэтому на Урале теплоходы «Заря» в начале 1970-х сняли с эксплуатации – появились «Зарницы» под номерами 1, 4 и 5. Ещё одно судно такого типа имелось у судоходной инспекции. Все «Зарницы» успешно проработали до начала 1990-х. Причём одна из них ходила как раз от Уральска до Чапаева.

Тем не менее, история «Зари» хоть и короткая, но показательная: пароходство, местные власти делали всё возможное, чтобы УЛУЧШИТЬ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ по Уралу, заботились о КОМФОРТЕ людей. Если бы нам тогда сказали, что полвека спустя мы будем ездить на дачу на ВЁСЕЛЬНЫХ лодках, никто бы в такую чушь не поверил!

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top