Замутили

7 октября 2021
0
581

Каспийское море продолжает испытывать чудовищные техногенные нагрузки. По его дну развернулось строительство двух 56-километровых судоходных каналов: после повышения уровня моря в 1978-2005 гг. на 2 метра 38 сантиметров, водный горизонт Каспия вновь стал падать – судам в мелководной северо-восточной части моря стало сложно добираться до нефтяных месторождений. Работы по прокладке каналов ведёт NCOC (North caspian opereiting company) – операционная компания по Соглашению о разделе продукции в Северном Каспии. Основана в 2009 году, базируется в Атырау.

Буровая платформа на Каспии

«Рыбы уже не видим»

Каналы по дну моря намечено построить к концу 2022 года. Со дна Каспия предполагается снять 18,5 млн кубометров грунта с площади 29 млн квадратных метров.

Начало работ вызвало бурю протестов учёных и широкой общественности. Они отмечают, что компания NCOC проигнорировала петицию, подписанную десятками тысяч казахстанцев. В петиции они просят Президента Республики Казахстан К.К. Токаева ввести временный мораторий на строительство каналов до проведения независимой экспертизы. Она должна показать, насколько губительно углубление дна для флоры и фауны.

Директор ОО «Центр эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова в таком вреде для экосистемы Каспия не сомневается:

«В иловых массах донных отложений, которые будут подниматься со дна, обитают как минимум 100 видов таксонов, бентоса, зоопланктона, фитопланктона. А эти мельчайшие виды – корм для рыб».

По мнению Черновой и других экологов, морские обитатели и водная растительность будут загублены: «системный шум» и химические загрязнения чутко улавливаются рыбами. Уже сейчас живности в прибрежных зонах заметно поубавилось.

А вот что рассказывает общественный деятель Гульжан Елешова:

«В Атырау сейчас критическая ситуация. Продовольственная база наша. Это то, что спасает народ. Как житель Атырау могу сказать, что мы в последнее время рыбы уже не видим. У нас весной рыба заменяла мясо. А сейчас рыба стоит дороже, чем мясо. А красной рыбы, осетровых вообще нет».

Мухамбет Хакимов и другие общественные активисты подчёркивают, что выбран «самый мерзкий способ рытья каналов». Активисты предлагают вместо такого рытья использовать более безопасные для экологии суда на воздушной подушке. Этот вариант довольно дорогой, зато менее губительный для экосистемы.

Как тут не вспомнить наш Урал. В начале 1970-х годов Уральское речное пароходство заменило глиссирующий теплоход «Заря» (проект 946А, максимальная скорость 45 км/ч, создавал большую волну) на суда на воздушной подушке «Зарница» (проект 1435, 34 км/ч). В 1984 году строительство в СССР теплоходов типа «Заря» прекратилось именно по настоянию экологов и природоохранных органов в связи с возросшими требованиями по охране окружающей среды. Создавая большую волну, суда типа «Заря» существенно влияли на экологический режим рек.

Спасём Каспий!

Компания NCOC, похоже, намерена отхватить от каспийского нефтяного пирога кусок пожирнее и в средствах не стесняется. Интересно, что нефтяники первоначально планировали рыть каналы в период нереста и миграции рыб – с 1 апреля по 15 июля. Между тем мелководная и хорошо прогреваемая северо-восточная часть Каспийского моря – зона нагула ихтиофауны всего Каспия. Здесь размножаются каспийские тюлени. Особенно обширные их лежбища отмечены на островах Дурнева в заливе Комсомолец.

Тимур Елеусизов, другие общественные деятели уверены: вопрос с рытьём каналов по дну Каспия, как и другие проблемы этого водоёма, необходимо решать на международном уровне – создать большой научный совет, который бы объективно определил воздействие антропогенного фактора на экосистему моря.

А фактор этот в вопросе о каналах многое может испортить: сухогрузы, которые будут ходить по ним, тоже опасны, ведь при добыче и перевозке часто происходят разливы нефтепродуктов. Компании платят большие штрафы.

Пока министерство экологии по каспийской проблеме почему-то молчит (и это отмечают казахстанские СМИ), правозащитник и журналист Бигельды Габдуллин объявил сбор подписей под петицией за спасение Каспийского моря. Под ней уже подписались около пяти тысяч человек.

Словом, опасные проекты «замутили» на Каспии нефтедобытчики. Того и гляди, весь водоём замутят своими каналами. Мы продолжаем сползать к экологической катастрофе. Пора остановиться и начать не на словах, а на деле спасать величайшее на планете озеро-море.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top